Социально педагогические проблемы
Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
— проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб — детей инвалидов, детей- сирот, детей из многодетных и неблагополучных семей. Приоритеты социальной поддержки этих групп очерчены достаточно четко: прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;
— проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет. Многообразные школьные трудности имеют различные причины. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).
К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии. Так же к внешним факторам, отрицательно влияющим на развитие ребенка относятся: экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
К числу эндогенных факторов относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушения состояния здоровья.
Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. Исходя из проблематики современной российской школы можно определить следующие проблемы социально-педагогической работы в школе:
— устранение и преодоление специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
-проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы и становится одной из наиболее острых и практически не решаемых социальных проблем.
— проблема работы с неблагополучными семьями
— проблема работы с семьями риска
— проблема работы с детьми с девиантным поведением
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.
Конечно же, необходимо еще раз подчеркнуть, что данная работа проводится совместно с психологической службой школы, так как только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Устранять данные проблемы можно посредством форм и методов социальной работы в школе:
— групповая работа со школьниками вне занятий;
— предложения по организации занятий (игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий);
— соучастие и творческое представление в социальной жизни школы (поездки и экскурсии с участием всего класса, праздники, отдых в загородных лагерях);
— работа с родителями, представление интересов родителей;
— профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;
— работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики;
Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
Социально-педагогическая деятельность — это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
Основные социально-педагогические проблемы современной школы.
Школа как открытая социально-педагогическая система. Задачи социально- ориентированной школы в современных условиях.
Открытая школа – социально ориентированное учебное заведение, активно взаимодействующее с семьей и социумом на принципах гуманизма и демократизма.
Функции социально-ориентированной школы:
- Социально-адаптивная функция. – предполагает адаптировать школьников к ближайшей среде, школе; обеспечить подготовку к сознательной жизни в условиях формирующегося демократического общества; поддержать социальную мобильность личности, открыть жизненные перспективы.
- Социально-защитная— обеспечить защиту детям, которым семья и общество не смогли создать нормальные условия для жизни и развития ( дети –инвалиды, дети из многодетных, неблагополучных семей, дети-сироты, дети беженцев и вынужденных переселенцев).
- Здоровьесберегающая функция – укрепление физического и психического здоровья детей.
- Культуропреемственная – приобщение к культуре и национальным традициям общества.
- Реабилитационная – обеспечить профилактику отклонений в поведении девиантных детей и подростков ( агрессивного, противоправного поведения, наркозависимости).
Компоненты социально-ориентированной школы:
- Содержание образования
- Воспитательная система школы
- Школьная социально-педагогическая служба (зам. директора по правовым вопросам, соц пед, психолог и др)
Открытая школа разрабатывает ту модель жизнеспособной личности, которая бы соответствовала современному обществу.
Жизнеспособность— это наличие у человека (поколения) таких свойств и качеств, которые позволяют не только выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, но жить и развиться, духовно возвышаться, воспроизводить и воспитывать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном плане, чем он сам.
Задача жизнеспособной личности — стать индивидуальностью,сформировать свои смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. Жизнеспособность предполагает высокую социальную активность личности (поколения), направленную на преобразование внешней природной и социальной среды и на формирование самого себя в соответствии с заданными целями. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечают насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее.
В соответствии с предложенной Игорем Михайловичем Ильинским стратегической моделью жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности, молодой человек недалекого будущего (прогностическая модель среднего уровня) должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:
— быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;
— обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и спо-
собностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
— иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
— быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;
— иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
— иметь национальное сознание российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и ее становление как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.
Кроме того, каждый жизнеспособный человек должен уметь понимать и быть готовым отстаивать интересы своей социально-возрастной, профессиональной, этнической, социальной общности, к которой он принадлежит по своему происхождению и социальному статусу и т.п.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ГИМНАЗИИ
Борискина В.К., заместитель директора по воспитательной работе,
гимназия № 15, г. Москва
1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
* сформированное понимание (представление) о смысле жизни, идеале, счастье;
* наличие жизненных планов;
х активная профессиональная подготовка;
* стремление к материальному благополучию и готовность экономически
самостоятельно себя обеспечить;
х желание создать крепкую, благополучную, счастливую семью;
Мировоззрение и мироощущение.
х знание современной научной картины мира,
х- мировоззренческая терпимость;
х понимание и принятие философии прав и свобод человека;
х правовая и политическая культура;
х социальный оптимизм;
х способность сделать правильный, нравственный, просоциальный выбор.
х информационный кругозор;
х потребность применять знания на практике;
х умение обобщать, анализировать, делать выводы;
х критичность сознания,
х гибкое мышление, свободное от догматизма;
х стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию,
х- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе;
х навыки самоорганизации,
х навыки самообразования;
Отношение к труду, деятельности, обязанностям-
х конкурентоспособный, умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.
х сознательная дисциплинированность, обязательность;
х внутренняя свобода, независимость,
х стойкость, умение переносить трудности;
х решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность и страх;
х честность, правдивость;
х развитое чувство достоинства (самоуважение);
х социально закаленный, стойкий к негативным воздействиям социальной
х устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей, преодолению собственной ограниченности.
х гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
* альтруистическая жизненная позиция — бескорыстная забота о других;
х интерес к людям, общительность;
х доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
х терпимость, уступчивость;
х умение постоять за себя
х знание психологических основ общения,
х умение соблюдать дистанцию в общении;
х владение культурой речи.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Социально-педагогические проблемы
• Условий жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками;
• Общественного статуса, позиции, положения в коллективе. Подростку начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
— Со сверстниками — потребность в общении с целью самоутверждения.
• Стремится к независимости и самостоятельности, протестует против желания взрослых «учить» его;
• Выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение.
• Стремление к общению со сверстниками;
• Потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений;
• Процесс формирования умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками;
• Развитие настойчивости, упорства, выдержки, терпения, выносливости и других волевых качеств;
• Изменение интересов, которые могут быть неустойчивы;
• Любознательность, стремление к творческой деятельности.
©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт. Контакты
Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания
Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания
Социально-педагогические проблемы семьи и семейного воспитания
Проблемы современной семьи
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска» и другие проблемы.
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи, трудоустройством.
К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания
Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье, неконструктивные родительски-детские отношения, супружеские измены, вовлечённость женщин в работу.
• Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания;
• – просвещение родителей в вопросах духовно-нравственных основ семейного воспитания;
• – помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи;
• – помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• – помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных, праздничных и навыками взаимо и самопомощи в трудных жизненных ситуациях.
Социально-медицинские и демографические проблемы
Рост числа бездетных семей и семей с одним ребёнком, социальное сиротство, аборты, несовершеннолетнее материнство, бесплодие, инвалидность одного из членов семьи, плохая наследственность, психические отклонения члена семьи, социально значимые заболевания, заболевания, передающиеся половым путём.
Приоритетная роль семьи в воспитании детей
Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.
Основные ошибки родителей в воспитании детей
Ошибки воспитания детей, допущенные в детстве, иногда приводят к возникновению у ребенка нервозности, которая может препятствовать его дальнейшему нормальному развитию. Проблемы психического здоровья ребенка могут проявляться в его чрезмерной активности, непоседливости, слишком легкой ранимости или же в повышенной раздражительности, беспокойстве, впечатлительности, а также в появлении страхов.
Ошибка 1: Безграничная любовь
Ошибка 2: Холодное отношение
Ошибка 3: Физическое насилие
Ошибка 4: Запреты
Ошибка 5: Воспитание определенных качеств
Ошибка 6: Непоследовательность
Ошибка 7: Несогласованность родителей
Ошибка 8: Нежелание «делить» ребенка
Ошибка 9: Денежное воспитание
• Семья – главный институт воспитания человека.
• Семейное воспитание детей –
это система воспитательных и образовательных процессов, регулирующаяся определенными традициями и нормами, принятыми в условиях отдельно взятой семьи, и реализуемая силами всех членов семьи
Факторы семейного воспитания
• Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.
• означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.
• определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране.
• показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т. д.) диктуют свои особенности воспитания детей.
Проблемы художественно-эстетического воспитания «Проблемы художественно-эстетического развития ребёнка» «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести.
Ценности семейного воспитания Педагог-психолог Ткачева Анна Николаевна МБДОУ ДСКВ № 22 г. Ейска Ценности семейного воспитания Семья – это первый социальный институт,.
Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольниковТрудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших.
Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна — воспитатель высшей.
Педагогические условия нравственно-экологического воспитания в ДОО Экологическое воспитание в качестве неотъемлемой части содержания современного образования всех уровней, в том числе и дошкольного образования,.
Типичные ошибки семейного воспитания Типичные ошибки семейного воспитания. Ошибки связанные с мотивацией родителей: Степанов выделяет несколько групп родительских мотиваций:.
Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях. Шопф А. Н., воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №34» Полевской Существуют ли проблемы в нравственном и духовном воспитании ребенка в современных.
Семинар-практикум «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Задачи: способствовать формированию умения дифференцированно подходить.
№ 757785-016-015 от 12 июля 2017
Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек
Макет «Лес. Дикие животные»
Дерево «Времена года»
Лэпбук по экологии
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:
Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.
«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.
Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!
Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.
Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.
ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации
Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+
Источник https://psiholog4you.ru/sotsialno-pedagogicheskie-problemyi/