Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный периодстатья

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период
статья

В статье » Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период» описан алгоритм сопровождения семьи — от знакомства, основных этапов работы с ней, различных форм сотрудничества до работы с социальным окружением ребенка и семьи в целом.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconsoprovozhdenie_zs_v_adaptatsionnyy_period.doc 24 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период

службы по устройству детей в семью

ТОГБУ «Центр психолого-педагогической

реабилитации и коррекции»

Говоря о сопровождении ребенка в приемной семье можно сказать, что под сопровождением, мы понимаем психолого-педагогические и социально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психического развития, использование активных групповых методов индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами. Основной задачей специалистов службы сопровождения является помощь приемному ребенку в решении проблем адаптации в новых условиях воспитания и образования, и предупреждение их возникновения.

Целью работы специалистов в период адаптации является изучение социально-психологических особенностей развития ребенка в приемной семье, разработка модели социально-педагогического сопровождения адаптации ребенка и разработка социально-педагогических и психолого-педагогических рекомендаций для замещающих родителей, педагогов, воспитателей, занимающихся воспитанием и обучением ребенка.

В процессе сопровождения ребенка, с момента принятия его в семью, специалисты Центра используют разнообразные формы работы с семьей, включая: посещение ребенка на дому, в образовательных учреждениях, телефонные консультации с замещающими родителями, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, беседы и просветительскую работу с родителями, а также консультации для взрослого и ребенка одновременно, коллегиальное консультирование ребенка (социальный педагог, педагог-психолог, врач-психоневролог (по запросу)), проведение мониторингов благополучия и развития детей.

Встречу в семье специалист начинает с налаживания контакта с ребенком. Из беседы и «экскурсии» можно определить, насколько ребенок ознакомился с домом, с его правилами, со своим положением внутри семьи, и какой уровень отношений сложился между ним, приемными родителями и другими членами семьи.

Читать статью  Особенности развития института семьи в современном мире

В течение первого месяца проживания ребенка в семье, специалисты Центра осуществляют регулярные телефонные беседы с семьей, интересуются успехами и проблемами. В этот период составляется график посещения семьи, детских дошкольных и школьных учреждений.

Дальнейшее сопровождение приемных семей в адаптационный период идет по составленному плану. В случае возникновения кризисной ситуации, родители обращаются в Центр за помощью. Полноценная психолого-педагогическая помощь оказывается тогда, когда приемный родитель осознает проблему свою и проблему ребенка, и целенаправленно приходит к специалистам, чтобы совместно её решить.

Помимо работы с семьей, в этот период идет постоянная работа с социальным окружением замещающей семьи. Специалисты осуществляют посещения образовательных учреждений с целью оказания консультативной помощи педагогам по особенностям обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в школе специалисты беседуют с детским коллективом, объясняя причины трудного поведения приемного ребенка. Рекомендуют обучающимся способы взаимодействия с данной категорией детей. Проводится работа и с родительским коллективом (о правильном реагировании на таких одноклассников, о проведении бесед дома со своими детьми, настраивая их на положительное сотрудничество).

На первых этапах проживания ребенка в семье огромную роль в успешности его адаптации играет ближайшее окружение, поэтому специалисты уделяют серьезное внимание работе со старшим поколением семьи (бабушками, дедушками), кровными детьми приемных родителей.

Для этой категории участников процесса адаптации педагоги-психологи, социальные педагоги проводят индивидуальные консультации, беседы как при посещении семьи, так и во время работы с ними в Центре.

Групповые формы работы с семьей на данном этапе также необходимы, именно такие формы способствуют осознанию родителями:

— своих собственных проблем;

— воспитательных ресурсов своей семьи;

— возможностей и необходимости получения помощи от специалистов, опытных приемных родителей.

Среди групповых форм работы в Центре с членами семьи — школа для функционирующих приемных родителей (ШПР); занятия с элементами тренинга по эффективному взаимодействию с детьми.

Читать статью  Социально-педагогическая поддержка семей группы рискаучебно-методический материал (8 класс)

Исходя из нашего опыта работы, на определенных этапах адаптации наиболее эффективной является такая форма работы с семьей, как коллегиальные консультации специалистов. Цель данной формы работы — дать комплексный анализ проблемы, которая возникла в семье. Чаще всего такая форма применяется при работе с наиболее сложными случаями адаптации, отягощенными неадекватными поведенческими реакциями ребенка.

Протекание процесса адаптации ребенка требует от специалистов постоянного наблюдения за ребенком и его психологическим состоянием в новой семье, а также оценивания некоторых промежуточных результатов адаптации и внесение корректив в план работы с семьей и ребенком. Промежуточные результаты адаптации и ход гармоничного развития ребенка в приемной семье отслеживается в мониторинге его благополучия при посещении семьи несколько раз за год (через 1, 3, 6 и 12 месяцев в первый год).

По данным показателям оценивается уровень социально — психологической адаптации ребенка в приемной семье. По итогам специалисты вносят коррективы в индивидуальный план сопровождения, приемным родителям рекомендуют коррекцию приемов воспитания и необходимость дополнительных действий для адаптации ребенка в семье.

Чем больше физическое и психическое здоровье, развитие интеллектуальной сферы, эмоционально-волевое и социальное развитие ребенка соответствуют возрастным нормам, тем гармоничнее складываются внутрисемейные отношения, тем чаще мы можем говорить об успешности процесса адаптации ребенка в замещающей семье и эффективности работы специалистов по сопровождению семьи и ребенка в адаптационный период.

Совместно со специалистами опеки мы рекомендуем замещающим родителям своевременно выполнять рекомендации и назначенное лечение врачей после прохождения семьями ежегодной диспансеризации в поликлиниках. От этого зависит успешность и нашего сопровождения. Так как не получая назначенного медикаментозного подкрепления, физиологическая сфера ребенка не дает ему возможности укрепляться и переходить на уровень развития познания, а в дальнейшем и формировать привязанность в новой семье. Данные особенности ребенка, оставшегося без попечения родителей, обусловлены «мозаичностью» и неравномерностью его развития.

Читать статью  Степень научной разработанности во введении дипломной работы

Таким образом, в период адаптационного сопровождения замещающей семьи, важно смотивировать взрослых на сотрудничество и активное взаимодействие со специалистами Центра, опеки, поликлиник и других учреждений г.Тамбова в интересах ребенка. Как показывает практика, в 85% случаев адаптация ребенка и семьи проходит более безболезненно, если замещающие родители готовы к этому, своевременно посещают специалистов и включают ребенка в социально-значимые мероприятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе»

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в .

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего .

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже

Особенности психолого-педагогической поддержки первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в колледже.

Особенности сетевого взаимодействия при организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки тяжелобольных детей

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия учреждения здравоохранения и учреждения дополнительного образования по организации психолого-педагогического сопровождения и педагогической поддержки .

«Организация психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей»

Статья авторская. В этой статье вы познакомитесь с организацией психолого-педагогической поддержки классным руководителем детей-мигрантов и их семей.

Особенности организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

В рассматриваемой статье раскрываются основные направления деятельности Службы сопровождения замещающих семей, описываются формы и методы работы, основные принципы и этапы сопровождения. Материал буде.

Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями «Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей»

В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Приют надежды» в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр.

Источник https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/10/05/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-i

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *