Ситуационные задачиучебно-методический материал по биологии на тему

Ситуационные задачи
учебно-методический материал по биологии на тему

Методическая разработка ситуационных задач по биологии. Решение ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций. При решении ситуационной задачи учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. Таким образом, ситуационные задачи способствуют развитию коммуникационных компетенций.

Скачать:

Вложение Размер
Файлsituatsionne_zadachi.docx 19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Решение ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций. При решении ситуационной задачи учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. Таким образом, ситуационные задачи способствуют развитию коммуникационных компетенций. Практически все задания направлены на освоение учащимися социальной роли «созидатель». Не только критиковать и потреблять, но и создавать нечто новое, отличное от того, что уже существует. Решение ситуационных задач, опирающихся на привлечение школьников к активному разрешению учебных проблем, тождественных реальным жизненным, позволяет школьнику овладеть:

  • умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации;
  • самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения сведения;
  • научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.

Ситуационные задачи по теме » Нервная система » 1.При ударе по сухожилию под коленом у человека сокращается четырехглавая мышца. Это коленный рефлекс. Если повредить идущий от сухожилия чувствительный нейрон, появится рефлекс?
2. На лицо спящего человека сел комар. Человек отогнал комара рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?
3. При звонке телефона вы автоматически протягиваете руку к трубе телефона. Как вы думаете почему?
4. При разговоре о вкусной пище, при виде красиво накрытого стола, приятном запахе человека выделяется слюна, а при виде мятой скатерти и подгоревшей пищи, наоборот, желание есть пропадает. Почему?
5. Что бы чихнуть сильно, надо потереть переносицу ил стиснуть зубы. Объясните это явление с научной точки зрения.
6. Человек читает интересную книгу, а в это время кошка рядом с ним громко лакает молоко из его чашки. Он не замечает этого. Почему?

Ситуационные задачи по теме «Опорно-двигательная система»
1. Два учащихся спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
2. Кости, составляющие скелет,- наиболее прочные образования организма. Они сохраняются в течении многих десятилетий, а в отдельных случаях и тысячелетий после смерти человека. Почему?
3. Оказывается, кости человека не гладкие и ровные. Так у людей, выполняющих большую физическую работу, кости имеют утолщения, бугры и другие особенности строения. Как вы это можете объяснить?
4. Великий мыслитель древности Аристотель утверждал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Докажите или опровергните это утверждение.
5. Оказывается, человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Дайте объяснение этому явлению.
6. Зима, скользкая погода, масса людей падает, многие получают переломы, вывихи суставов, однако особенно подвержены травмам пожилые люди. Почему?
7. Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течении дня делает не менее 25-30 тыс. шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь( 70 лет).
8. Почему учащимся школьного возраста рекомендуют постоянно носить обувь узкую, спортивную, на невысоком каблуке?
9. Настоящим зрелищем любых соревнований по легкой атлетике является бег на короткие дистанции ( спринт ). Спортсмен всё время бежит на пальцах. Как вы можете объяснить столь необычное передвижение во время бега?

Читать статью  Методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦНконсультация по психологии

Ситуационные задачи по теме

«Кровь»
1. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему это не происходит, если человек выпьет много воды и съест много соли?
2. Эритроциты человека в 3 раза меньше эритроцитов лягушки, но их в 1мм квадратных в 13 раз больше у человека, чем у лягушки. Как вы можете объяснить этот факт?
3. На первом году жизни ребенка наблюдается в его крови относительно большое число лейкоцитов. По мере роста и развития ребёнка происходит их постепенное снижение. Почему?

4. Вирус иммунодефицита человека повреждает Т-лимфоциты. К каким последствиям для организма это приводит?

5. При заболевании больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой температуре врачи прописывают лекарства, чтобы сбить её. Как вы можете это объяснить?

6. Рана загрязнена землёй. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие – ввести сыворотку. Кто из них прав?

7.Сердце работает толчками, а кровь движется по сосудам непрерывно. Как вы может это объяснить?

8. Известно, что человек краснеет в жару и бледнеет и дрожит в холод. Как объяснить эти явления?

9. Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Определите, какой сосуд повреждён и какую помощь надо оказать пострадавшему.

10. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поржали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии ещё до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?

11. Человека подозревали в убийстве, так как его одежда была перепачкана кровью. Однако следователь доказал, что он не убийца на основе знаний физиологии. Каким образом?

Читать статью  Этапы развития психологии семейных отношений, дисфункциональные семьи. Этапы конфликта

Ситуационные задачи по теме

1. Оказывается, площадь поверхности всех лёгочных пузырьков в лёгких человека оставляет около 150м2, что в 75 раз больше поверхности тела. Какое это имеет значение для человека?

2. В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто. Почему?

3. При Организации Объединённых Наций (ООН) существует Всемирная организация здравоохранения, в которую входят почти все страны мира. В настоящее время эта организация энергично включилась в борьбу с курением. Почему?

Ситуационные задачи по теме

1. Если долго жевать корочку чёрного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

2. У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

3. Пищу человек захватывает зубами, замыкая ротовую щель, измельчает, пережёвывает, смачивает слюной, формирует пищевой комок и проглатывает. Так ест человек. А как он пьёт?

4. Если в эксперименте кровь сытой ввести в кровяное русло голодной собаки, то у последнее начинается обильное сокоотделение. Как вы моете объяснить полученный результат?

5. После употребления спиртного в организме ощущается тепло. Почему же в состоянии алкогольного опьянения замерзание человека на морозе происходит гораздо быстрее, чем человека, находящегося в трезвом состоянии?

6. Часто при недостатке питания говорят: «Белковый дефицит в районе», а почему не говорят об углеводном или жировом дефиците в районе?

7. Больной жалуется врачу на боль в желудке. Анализ показал, что у него нулевая кислотность. Переваривание, каких веществ затруднено в желудке? Как можно помочь больному?

8. У человека больная печень, а врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?

9. Стиральные порошки «Био-С» содержат биологические ферменты. Будут ли действовать эти порошки, если в них кипятить бельё? Объясните, почему.

Читать статью  Салическая правда франков – кодекс законов раннего средневековья

Ситуационные задачи по теме

1.Один ученик сказал: «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение?

2. Оказывается, газа человека и животных не чувствуют ни жара, ни холода. Почему?

3. Двое учеников поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассмотрении мелких предметов, расположенных близко, другой — удалённых предметов. Кто из них прав?

4. Оказывается, артиллеристами при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

5. Оказывается, глухие от рождения люди обычно бывают немыми. Дайте объяснение этому явлению.

6. Может ли звуковой анализатор воспринимать свет, а зрительный – звук? Почему?

7. Два приятеля шли по посёлочной дороге и бурно обсуждали просмотренный фильм. Вдруг, неожиданно для них, совсем близко за спиной прогудел сигнал машины. Не раздумывая и не оглядываясь назад, мальчики отбежали в сторону от дороги. Какой рефлекс сработал?

8. Ночь. В комнате темно. Вы проснулись и решили узнать, сколько времени. Вы безошибочно определили местонахождение выключателя и зажгли свет. Как вам это удалось сделать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения ситуационных задач по теме «Плотность вещества»

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания «добывать», ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи».

использование ситуационных задач на уроках химии

Презентация к практико-ориентированному семинару «Использование ситуационных задач на уроках химии».

Ситуационные задачи по БЖД по теме «Оказание первой доврачебной помощи»

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме «Оказание первой доврачебной помощи.

Ситуационные задачи по теме: «Вооруженные Силы РФ. Дни Воинской Славы»

Презентация- задание для обучающихся по решению ситуационных задач к уроку.

Ситуационные задачи по ФЗ «О гражданской обороне»

Ситуационные задачи позволяют проверить знания ФЗ «О гражданской обороне».

Ситуационные задачи по внутренним болезням

задачи для самостоятельной подготовке студентов к экзамену по дисциплине «Лечение пациентов терапевтического профиля» по специальности «Сестринское дело».

Источник https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/03/29/situatsionnye-zadachi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *