Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗтест по психологии на тему

Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ
тест по психологии на тему

Психологическое изучение семьи включает диагностику личностных особенностей членов семьи.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document iconБланк методики «Лесенка для детей» (В.В. Ткачёва) 53 КБ
Microsoft Office document iconБланк методики «Лесенка для родителей» 94.5 КБ
Microsoft Office document iconТест­опросник родительского отношения — ОРО (А.Я. Варга, В.В. Столин) 31 КБ
Microsoft Office document iconБланк методики «История жизни с проблемным ребёнком» 26 КБ
PDF iconИллюстрации к тесту — АТАТ 635.47 КБ
ФайлОписание методики «Лесенка для детей» 13.41 КБ
ФайлТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ — ОРО 16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Бланк методики «Лесенка для детей»
(В.В. Ткачёва)

— Перед тобой лесенка. На ее верхней ступеньке находишься ты. Расставь на ступеньках лестницы членов твоей семьи и близких тебе людей, отвечая на вопрос
«С кем тебе чаще приходится общаться?».

— Действуя тем же способом, определи, кто лучше к тебе относится и кто больше тебя ценит?

Предварительный просмотр:

Бланк методики «Лесенка для родителей»
(В.В. Ткачёва)

— Оцените Ваши личностные качества, распределив их по принципу доминирования. Вот их перечень: жизнерадостность, застенчивость, решительность, нежность к супругу (супруге), терпеливость, обидчивость, зависть, холодность, вспыльчивость.

— Оцените также по принципу доминирования факторы, влияющие на вашу семейную атмосферу: здоровье членов семьи, собственное здоровье, материальное благополучие, любовь к ребенку, ваш ум, счастье, работа и карьера супруга (супруги); ваша работа и карьера, отношения с супругом (супругой).

Предварительный просмотр:

Тест­опросник родительского отношения — ОРО
(А.Я. Варга, В.В. Столин)

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

Читать статью  С какими проблемами сталкиваются подростки

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в жизни моего ребенка.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто сожалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, каков он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Читать статью  Социально-педагогическая поддержка семей группы рискаучебно-методический материал (8 класс)

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Предварительный просмотр:

Бланк методики «История жизни с проблемным ребенком»

Опишите в свободной форме проблемы вашего ребенка и связанные с ним семейные трудности с самого начала. Не спешите и будьте последовательны. Вверху листа укажите дату, вашу фамилию, возраст, профессию, дату рождения ребенка и его имя.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Методика «Лесенка для детей» (В.В. Ткаченко)

Данная методика используется с целью определения оценки ребёнком его взаимоотношений с близкими в семье и значимыми лицами. Первый вопрос, на который отвечает ребёнок («С кем тебе чаще всего приходится общаться?»), определяет степень его близости с окружающими людьми. Второй вопрос («Кто лучше к тебе относится и кто больше тебя ценит?») оценивает характер и качество этих отношений. Ребёнок сам устанавливает иерархию связей и определяет глубину чувств, которые, по его мнению, испытывают к нему значимые близкие.

В начале исследования, при беседе с ребёнком, у него выясняют состав семьи, определяют друзей и любимых учителей. Затем перед ребёнком кладут бланк, на котором изображена первая лесенка. Ребёнку объясняют, что на верхней ступеньке лесенки он сам. Затем вводится инструкция, и ребёнка просят расположить на лесенке членов семьи и близких людей. После ответа на первый вопрос ребёнку предлагают второй бланк. Теперь он должен оценить чувства близких людей, которые испытывают к нему.

Предварительный просмотр:

Тест-опросник родительского отношения – ОРО

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой методику, ориентированную на выявление отношения родителей к детям старшего школьного и младшего школьного возраста.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в отношении с ним, особенностей восприятия и понимания характера, личности и поступков ребёнка.

Опросник состоит из пяти шкал.

  1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку.

Содержание одного полюса шкалы: ребёнок нравится родителю таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребёнком, одобряет его интересы и планы.

На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает в отношении ребёнка злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

  1. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, старается во всём помочь ему, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

  1. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям.
Читать статью  Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный периодстатья

Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремиться удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.

  1. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребёнком. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм.

Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всём навязать ребёнку свою волю, не в состоянии принять точку зрения. За проявление своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

  1. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность.

Ребёнок представляется родителю младше реального возраста. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными, неуспешными, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей и строго контролировать его действия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА. АНКЕТЫ: «ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ», «ВАШ РЕБЁНОК», «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА».

Методика для изучения степени социализированности личности ребёнка

Методика разработана профессором М. И. Рожковым и преследует следующую цель: выявить уровень социальной адаптированности,активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Диагностические методики «Изучения семьи учащегося»

Изучение семей учащихся позволяет ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Диагностическое обследование учащихся по изучению словесно-логического мышления (методика Э.Ф. Замбацявичене)

Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейш.

Диагностические методики изучения семьи учащихся.

Организация взаимодействия с классным коллективом требует от классного руководителя соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.

Диагностический комплекс для изучения детей с УО

Нами были изучены существующие диагностические методики для психолого-педагогического изучения детей с УО,был сформирован представленный ниже диагностический комплекс для изучения детей с УО.Диа.

Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка- инвалида

Материал может быть полезен учителям коррекционных школ.

Источник https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/02/17/diagnosticheskiy-kompleks-metodik-psihologicheskogo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *