Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной по обществознанию (11 класс) на тему

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.
тест по обществознанию (11 класс) на тему

Задания (в формате ЕГЭ) для работы с материалом параграфа.

Скачать:

Вложение Размер
Microsoft Office document icon0023a_-_zadaniya_po_teme_demograficheskaya_situatsiya_v_sovremennoy_rossii_i_problemy_nepolnoy_semi.doc 99 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ. — § 17

1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. В ответ запишите цифры в порядке возрастания.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность.

О т в е т: 1, 4, 5.

2. Найдите в приведённом ниже списке проявления экономической функции семьи и в ответе запишите цифры в порядке возрастания.

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

6) семейное предпринимательство.

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн. человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее, ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трёх-четырёх лет.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья – это основанная на _____________(1) и/или кровном родстве малая _______________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ______________(3) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный __________(4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определённых норм и __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

Д) обязанность Е) институт Ж) родитель З) группа

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических ___________(1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счёт, несмотря на огромное число _____________(2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространённые ______________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им _________(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни этих семей. На деле же полоролевое разделение _____________(6) потеряло былую жёсткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) исследование Б) различие В) труд Г) общение

Д) учение Е) стереотип Ж) роль З) статус

8. Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы) и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, Доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Читать статью  Основные проблемы приемных детей и семей в России

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической деятельностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

1. В чём, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два её признака.

9. Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

«Усилившиеся миграции рабочей силы вносят в международные отношения новые аспекты. Английская нация более или менее успешно ассимилировала приток беженцев из Европы в годы Второй мировой войны, среди которых были евреи, немцы-антифашисты, поляки и др. Но в настоящее время в Англии имеется немало индийских и вест-индских выходцев, людей с тёмной кожей, которые попадают в обстановку расовых предрассудков и становятся новым дискриминируемым меньшинством. В ФРГ имеется множество приезжих рабочих из Италии, Турции, Югославии. С одной стороны, эти миграции приводят к дискриминации и межэтнической неприязни. С другой – в процессе преодоления разобщённости и предрассудков выковывается более интернационалистическое, широкое взаимопонимание, расширяются черты интернациональной солидарности, расшатывается замкнутость национальных границ в области национальных стереотипов и автостереотипов (т. е. ходячих, сложившихся штампов о качествах самих себя и других народов)».

1. О каких проблемах говорится в тексте? Назовите, к какой сфере общественной жизни относятся проблемы, поднимаемые автором.

2. Назовите две современные тенденции, существующие в области национальных отношений.

3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по два примера каждой из тенденций в области национальных отношений в современном обществе.

4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса объясните, каковы причины существования расовых и национальных предрассудков. Укажите три любые причины.

10. Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.

11. В глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделать свои функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

12. В «Домострое» (XVI в.) содержится следующее предписание: «Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».

О каком типе семьи идёт речь в данном фрагменте? Укажите признак, по которому вы это определили. Назовите два любых других признака семьи данного типа.

13. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

14. Выберите одно из приведённых ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни собственный жизненный опыт.

1) «Дети – наш главный природный ресурс» (Г. Гувер).

2) «Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач» (Р. Скиннер).

3) «Брачный союз – первая ступень человеческого общества» (Цицерон).

4) «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека ото муравьёв и пчёл». (Г. К. Честертон).

5) «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». (И. Н. Шевелёв).

6) «Мой патриотизм – это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других» (Махатма Ганди).

Задания по теме ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ. — § 17

1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. В ответ запишите цифры в порядке возрастания.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

Читать статью  Дети с ОВЗ, что за диагноз

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность.

О т в е т: _________________________________________

2. Найдите в приведённом ниже списке проявления экономической функции семьи и в ответе запишите цифры в порядке возрастания.

1) обучение детей трудовым навыкам

2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда

4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга

6) семейное предпринимательство.

О т в е т: _______________________________________________

3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн. человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее, ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трёх-четырёх лет.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Семья – это основанная на _____________(1) и/или кровном родстве малая _______________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными ______________(3) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный __________(4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная ___________(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определённых норм и __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

Д) обязанность Е) институт Ж) родитель З) группа

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических ___________(1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счёт, несмотря на огромное число _____________(2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространённые ______________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им _________(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни этих семей. На деле же полоролевое разделение _____________(6) потеряло былую жёсткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) исследование Б) различие В) труд Г) общение

Д) учение Е) стереотип Ж) роль З) статус

8. Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

Семейные структуры распадаются во всём мире. Частота разводов растёт и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы) и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, Доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической деятельностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Читать статью  Семья: понятие и основные функции

1. В чём, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два её признака.

9. Прочитайте текст и выполните задания 1 – 4.

«Усилившиеся миграции рабочей силы вносят в международные отношения новые аспекты. Английская нация более или менее успешно ассимилировала приток беженцев из Европы в годы Второй мировой войны, среди которых были евреи, немцы-антифашисты, поляки и др. Но в настоящее время в Англии имеется немало индийских и вест-индских выходцев, людей с тёмной кожей, которые попадают в обстановку расовых предрассудков и становятся новым дискриминируемым меньшинством. В ФРГ имеется множество приезжих рабочих из Италии, Турции, Югославии. С одной стороны, эти миграции приводят к дискриминации и межэтнической неприязни. С другой – в процессе преодоления разобщённости и предрассудков выковывается более интернационалистическое, широкое взаимопонимание, расширяются черты интернациональной солидарности, расшатывается замкнутость национальных границ в области национальных стереотипов и автостереотипов (т. е. ходячих, сложившихся штампов о качествах самих себя и других народов)».

1. О каких проблемах говорится в тексте? Назовите, к какой сфере общественной жизни относятся проблемы, поднимаемые автором.

2. Назовите две современные тенденции, существующие в области национальных отношений.

3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите по два примера каждой из тенденций в области национальных отношений в современном обществе.

4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса объясните, каковы причины существования расовых и национальных предрассудков. Укажите три любые причины.

10. Социологи различают семью патриархального (традиционного) и партнёрского (демократического) типов. Укажите три критерия, на основании которых может проводиться сравнение этих типов семей. Конкретизируйте с помощью примера один из критериев.

11. В глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделать свои функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.

12. В «Домострое» (XVI в.) содержится следующее предписание: «Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии… И что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».

О каком типе семьи идёт речь в данном фрагменте? Укажите признак, по которому вы это определили. Назовите два любых других признака семьи данного типа.

13. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

14. Выберите одно из приведённых ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни собственный жизненный опыт.

1) «Дети – наш главный природный ресурс» (Г. Гувер).

2) «Вырасти в действительно здоровой семье – вот настоящая удача из удач» (Р. Скиннер).

3) «Брачный союз – первая ступень человеческого общества» (Цицерон).

4) «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека ото муравьёв и пчёл». (Г. К. Честертон).

5) «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой». (И. Н. Шевелёв).

6) «Мой патриотизм – это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других» (Махатма Ганди).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демографическая ситуация в современной России

презентация к уроку по обществознанию в 11 классе по соответсвующей теме (профильный уровень).

Демографическая ситуация в современной России

презентация к уроку по обществознанию в 11 классе по соответсвующей теме (профильный уровень).

Демографическая ситуация в России и проблемы неполной семьи

Урок обществознания в 11 классе.

план конспект урока обществознания 11 класс «Демографическая ситуация в современной России»

урок разработан с использованием метода кейс — стади.

Конспект урока: «Демографическая ситуация в современной России»
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв.

Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2016/05/07/demograficheskaya-situatsiya-v-sovremennoy-rossii-i

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *