Методы диагностики семьи: история, виды, критерии и методические приемы
Посещение семейного психолога помогает разобраться в мыслях, по-новому взглянуть на себя и членов семьи. Диагностика семей может решить множество проблем, помочь людям преодолеть внутренние кризисы, научиться брать ответственность за себя, адекватно реагировать на окружающих. Изменение этих моделей мышления и поведения благотворно влияет на отношения и создает благоприятный климат для развития всех членов семьи.
Главное предназначение диагностики семьи – это оценка системы взаимоотношений внутри нее с целью выявления дисбаланса, способного деструктивно влиять на ее членов. Работа может быть направлена как на изменение их привычек и поведенческих моделей, так и на осознание причин конфликтных ситуаций, выработку другой точки зрения, способность восприятия тех моментов, которые изменить нельзя в силу жизненных обстоятельств.
Типы методик диагностики
Семью при диагностике рассматривают с разных точек зрения, акцентируя внимание на различных характеристиках. Рассматривают методы диагностики по сфере применения:
- психологические;
- клинико-психологические;
- социально-психологические;
- педагогические;
- психосемантические.
По форме проведения методы диагностики представлены в виде опроса, тестирования, наблюдения, эксперимента, социометрии, метода срезов, интервью, изучения документов.
История анализа семейных отношений
Родоначальницей всех методик исследования семейных отношений является клиническая диагностика.
Психологическая диагностика семей началась в рамках терапевтической деятельности, признавшей семью важным фактором в развитии невротических патологий.
В советское время особое внимание уделялось роли человека в обществе. С целью социальной диагностики семьи было открыто несколько консультационных психологических семейных центров, ставивших целью снижение уровня разводов и повышение рождаемости.
Психологические методы активно развивались после 90-х годов, появились первые полноценные издания по психологии семей, введены обучающие программы.
Предмет диагностики
В семейных взаимоотношениях выделяют подсистемы: супружеская, детская, родительско-детская, гендерная. В зависимости от фокуса на той или иной системе, предмет диагностики может быть следующим:
- семья как целое;
- супружеские отношения;
- родительско-детские отношения.
Не установлено основных критериев диагностики семьи в узком смысле слова, подходящих ко всем методикам. Каждый метод имеет свой предмет анализа, критерии и принципы проведения. При этом все методики направлены на определение уровня комфорта личности, психологической безопасности. Для определения сложившейся ситуации используют следующие основные критерии диагностики семьи, подлежащие дальнейшему анализу:
- состав;
- условия проживания;
- доход;
- здоровье;
- ценности;
- стиль общения.
Методы изучения отношений супругов
Супружеские отношения оказывают огромное влияние на психологическое здоровье людей. При этом, взаимоотношения постоянно развиваются, трансформируя личности.
Наиболее сильные трансформационные процессы проходят на 4-5 году совместной жизни. К этому времени формируются роли в семье, совместный активный отдых объединяет супругов и наполняет гармонией. К 6-7 годам совместной жизни формируются традиционные ролевые отношения, когда мужчина отвечает за материальную составляющую, а женщина занимается организацией быта, развлечений, общей культурой семьи. Было замечено, что благополучные семьи отличаются большим участием мужчины в семейных делах. В проблемных семьях на плечи женщины опускается столько нагрузки, что она не выдерживает, вследствие чего у нее формируются неврозы, что отражается на жизни всей ячейки общества.
Основной причиной разлада супружеских отношений является дисгармония сложившихся в семье супружеских ролей. Общепринятая типология разделяет следующие роли в супружеской паре:
- материальное обеспечение семьи (роль подразумевает обеспечение достойного уровня жизни, зарабатывание денег для удовлетворения нужд членов семьи);
- ответственность за хозяйство (роль включает обеспечение быта семьи необходимыми ресурсами: чистые и уютные условия проживания членов семьи, организацию питания);
- уход за младенцем (роль не имеет постоянной сферы реализации, в большинстве случаев принадлежит женщине);
- воспитание (роль включает функции по социализации ребенка до гармоничной личности, адекватного члена общества);
- партнерство в сексе (проявление сексуальной инициативы);
- организация развлечений (инициатива в отношении совместного досуга семьи, отпусков, интересной организации свободного времени членов семьи);
- хранение культуры (развитие единых ценностей, увлечений, предпочтений в сфере культуры);
- поддержание контакта с родственниками (активность в направлении общения, совместной деятельности, проведения досуга с другими членами семьи, взаимопомощь);
- психотерапия (роль включает помощь в решении личностных проблем членов семьи, оказание поддержки с сложных ситуациях).
Традиционно мужчина ответственен за материальные блага членов семьи. Муж отвечает за качество жизни семьи, материальные возможности, имеющиеся у детей. Роль хозяйки чаще принадлежит женщине, хотя в последнее время все чаще появляются партнерские отношения, где роль хозяина разделена поровну между супругами.
Роль воспитателя супруги делят поровну. Пропорции воспитательного воздействия зависят от конкретной семьи и пола ребенка. В воспитании девочки ключевую роль играет женщина, а мужчина принимает больше участия в становлении личности мальчика.
Инициатором сексуального поведения принято считать мужчину, хотя в молодых семьях эта роль поддерживается женщиной, но с возрастом, как правило, переходит полностью к мужчине.
Во взаимодействие с родственниками включаются оба супруга, характер взаимодействия непосредственно зависит от отношений внутри родительских семей.
Роль «психотерапевта» больше характеризует женщину, способную к принятию близких людей. Психологическая поддержка, защита и личностный комфорт определяют уровень удовлетворенности браком, поэтому эта роль является чрезвычайно важной. Женский характер роли вовсе не говорит о том, что мужчины исключаются из процесса защиты, заботы и сопереживания в отношении членов семьи. От мужчины требуется принятие этой роли в определенных ситуациях, особенно, когда поддержка нужна именно женщине.
Для оценки супружеских ролей используют опросники, где по каждой роли задаются вопросы с целью определения негативных зон, вызывающих дисбаланс во взаимоотношениях супругов.
В диагностике принимают участие оба супруга. Только в таком случае формируется полная картина распределения супружеских ролей в паре.
Методы анализа родительско-детских отношений
Во взаимоотношениях родителей и детей всегда происходит трансформация обеих сторон. Взросление ребенка и изменение психологического состояния родителей проводит к недопониманию, накоплению взаимных претензий и формированию неблагоприятного климата внутри семьи. Изучение системы «родитель-ребенок» часто происходит в рамках социально педагогической диагностики семьи. Диагностические методики при изучении родительско-детских отношений могут быть направлены на:
- детей (рисунок семьи, «незавершенные предложения» и др.);
- взрослых (сочинение «история жизни моего ребенка», опросник Варги А. и Столина В. и др.);
- всех членов семьи (методики на изучение самооценки, взаимодействия, «архитектор-строитель» и др.).
Кроме этих типов, существуют методики, имеющие часть вопросов, адресованных ребенку. Вторая часть вопросов требует ответа от родителей. При сопоставлении результатов в работе с родителями и детьми специалисты получают полную картину взаимоотношений. Важную роль играет диагностика семьи ребенка при возникновении проблем в группе сверстников или трудностей в обучении. Это тоже один из аспектов установления взаимопонимания между родителями и детьми.
Замещающая семья
Отдельным пунктом в анализе родительско-детских отношений стоит работа с диагностикой замещающих семей.
Как правило, взаимоотношения среди членов семьи, не связанных кровным родством, сложнее обычных семейных отношений. В таких семьях часто выявляют агрессивное и жестокое поведение по отношению к детям. Это стало причиной пристального внимания органов опеки к диагностике семей. При диагностике замещающих семей особое внимание уделяют следующим качествам:
- склонность к конфликтам;
- умение искать компромиссное решение;
- стрессоустойчивость.
Первичная диагностика состоит из оценки родительского опыта. Изучаются родительские семьи, их стиль воспитания и взаимодействия между членами семьи. Выявляются факты насилия, которые, при обнаружении, служат фактором риска и становятся предметом пристального наблюдения со стороны работников психологических и социальных служб. При первичной диагностике применяют тест Люшера, ЦТО (цветовой тест отношений). Методики имеют удобные компьютерные варианты и не занимают много времени. При этом данные методы способны выявить признаки психологического неблагополучия.
Диагностируется опыт ребенка по взаимодействию с родителями, изучаются навыки взаимоотношений внутри семьи, а также их стили общения, внутренние убеждения и стереотипы.
Следующим этапом идет выделение факторов риска возникновения опасных ситуаций и детальное изучение этих факторов. На данном этапе применяют опросник ATQ и шкалу Бекка для диагностики эмоциональной стороны личности взрослых и ребенка.
Для оценки общения членов семьи используют методики рисованного апперцептивного теста, тесты и опросники на выявление агрессивности и конфликтности, метод оценки способности к сопереживанию и толерантности.
Отдельно у детей диагностируется склонность к фантазиям, проверяется адекватность восприятия реальности. Для этого применяют тест Векслера, тест на акцентуации характера.
По результатам полученных данных принимается решение о дальнейшей работе с семьей, назначении терапевтических мероприятий. Особенностями диагностики семьи с приемным ребенком является более глубокое изучение взаимоотношений, а также постоянный контроль происходящих изменений с обязательным сравнением результатов предыдущих исследований.
Обследование семьи как единой системы
Семья представляет собой единую систему, развитие которой изучают с исторической точки зрения, пишут ее историю.
Для диагностики семей как целой системы применяют методы, дающие общую картину и имеющие ретроспективную информацию. Одним из таких методов является генограмма.
Метод представляет собой графическое изображение семьи с учетом близких родственников. Каждому члену семьи соответствует геометрическая фигура на генограмме, соединенная с другими разными линиями, в зависимости от типа взаимоотношений.
Генограмма учитывает совместное проживание, состояние развода, конфликтные взаимоотношения, для чего предусмотрены специальные символы.
Процесс составления генограммы занимает длительное время. Для получения необходимой информации проводится серия интервью с членами семьи, где обсуждаются не только проблемы текущего времени, но и история развития семейных отношений.
Другие методики предлагают изображать историю семей в виде графиков, фиксирующих особо значимые события и периоды развития взаимоотношений (например, «Линия времени»). При необходимости диагностика семьи как единой системы может быть дополнена другими методами, более узконаправленными.
Социально-педагогический анализ семьи
Работа с «трудными детьми» часто доверяется социальному педагогу или психологу. В данном случае проводится социально-педагогический анализ семей, включающий периодический сбор и анализ информации о процессах, проходящих в семье, особенностях взаимодействия ее членов. Все факторы рассматриваются с точки зрения деструктивного влияния на ребенка, препятствующего адекватному процессу социализации и формирующего отклонения в поведении.
Предметом социально-педагогической диагностики семьи служат не только дети, но и родители, другие члены семейства. В обязательном порядке рассматривается система отношений с братьями и сестрами. Анализируется взаимодействие ребенка с семьей и других участников семейных отношений между собой.
Опасной ситуация признается в случае выявления следующих факторов:
- отсутствие попечения со стороны родителей;
- грубое пренебрежение родительскими обязанностями;
- деструктивный образ жизни родителей;
- недопустимый уровень материального и жилищно-бытового обеспечения ребенка, бродяжничество;
- насилие и т.п.
Выбор метода диагностики
При выборе метода диагностики стремятся к достижению следующих критериев:
- простота метода проведения и обработки, понятность для испытуемого;
- минимальные затраты времени и усилий на проведение диагностики при достижении понятного и ценного результата;
- связь метода с основным предметом диагностики.
Кроме того, необходимо учитывать особенности семей, стаж супружеской жизни, историю, структуру, окружение семьи и др. Комплексный анализ позволяет выбрать наиболее подходящий метод диагностики, позволяющий добиться нужного результата с минимальными усилиями.
Результаты диагностики
По результатам диагностики специалистом составляется психологическое заключение с описанием семейных взаимоотношений, факторов риска, оценкой уровня благоприятности условий. Даются рекомендации по коррекционной работе как для взрослых, так и для детей. Первоначально это могут быть отдельные консультации с психологом, далее применяются совместные терапевтические сессии. При необходимости выносятся рекомендации к посещению узких специалистов для ликвидации пробелов в развитии ребенка.
Заключение может быть оформлено произвольно, но в большинстве случаев это стандартизированный документ, соответствующий установленным стандартам. Заключения, сформированные для органов опеки, передаются в соответствующий орган, где уже рассматриваются с точки зрения благоприятности развития ребенка в замещающей семье.
В результате диагностики семья может быть признана благополучной. Выявление сложных ситуаций во взаимоотношениях ведет к определению типа семьи. Разделяют следующие типы: проблемная, кризисная, асоциальная, аморальная, антисоциальная.
Дальнейшая работа строится на результатах диагностики семьи, проводятся профилактические и реабилитационные мероприятия. Эффективность профилактической и реабилитационной деятельности во многом зависит от качества установленного контакта между семьей и специалистом. Только доверительные отношения способны привести к положительным результатам.
На этапе реабилитации неблагополучной семьи проводится консультирование и оказание помощи семье. При этом официальность общения может серьезно снизить результат работы, а упреки способны свести на нет все усилия. Доверительные отношения должны сохраняться все время взаимодействия с семьей.
Неблагополучные ячейки общества находятся постоянно под присмотром органов опеки, осуществляется сопровождение таких семей с целью отслеживания (диагностики) изменений внутри семьи и предотвращения негативного влияния на детей.
Источник https://fb.ru/article/410505/metodyi-diagnostiki-semi-istoriya-vidyi-kriterii-i-metodicheskie-priemyi