Саморазвитие экосистем — сукцессиипрезентация к уроку по экологии (11 класс) по теме

Саморазвитие экосистем — сукцессии
презентация к уроку по экологии (11 класс) по теме

Задачи урока Рассказать о пожарах, которые являются естественной причиной нарушения экосистем Дать представление о низовых и верховых пожарах, их последствиях Указать общие закономерности саморазвития биоценозов Дать понятие о сукцессии

Проверка домашнего задания Стр. 136 Составить 3-4 пищевых цепей, начинающихся в агроценозе с растений пшеницы Например: Пшеница – хлебный комарик – луговой чекан – лунь Пшеница – полевка – хорь Пшеница – перепел – коршун

Взаимосвязи клевера лугового в агроценозе «клеверное поле» Клевер луговой Насекомые – опылители (шмели) Паразитические грибы (возбудители ржавчины, мучнистой росы) Клубеньковые бактерии Клеверный долгоносик Дождевые черви

Вопросы Почему культурные растения не могут конкурировать с сорняками? Почему быстро истощается почва в агроценозах? Укажите пути возврата питательных веществ в почву и повышения продуктивности агроценозов Укажите значение агроценозов для обеспечения населения продуктами питания, развития народного хозяйства

Саморазвитие экосистем Любой биоценоз динамичен, в нем постоянно происходят изменения в состоянии и жизнедеятельности его членов и в соотношении популяций Типы изменений Циклические Поступательные

Циклические изменения Суточные Сезонные Многолетние Выражены сильнее при значительной разнице температур, влажности и других факторов среды днем и ночью (например, пустыни Средней Азии) Изменение состояния, активности, количественного соотношения отдельных видов в зависимости от циклов размножения, суточных миграций, отмирания и т.п. (оцепенение, спячка, однолетники в районах с контрастными зимой и летом) Зависит от изменения по годам метеорологических условий или других внешних факторов, действующих на сообщество (степень разлива рек), связана с особенностями жизненного цикла растений-эдификаторов, массовыми размножениями паразитов (саранча)

Последовательная закономерная смена биоценозов на одной и той же территории под влиянием природных и (или) антропогенных факторов Например, на месте маленького озера может образоваться болото из-за постепенного обмеления и высыхания; на месте болота – луг; на месте леса – луг, на месте безжизненного вулканического острова через столетия может вырасти лес и т.д. В ходе сукцессии процессы всегда идут в направлении достижения равновесия в экосистеме – климакса КЛИМАКС – состояние в экосистеме, когда она без вмешательства извне находится в равновесии

Смены сукцессий Экзогенетические , или экзодинамические (вековые) Эндодинамические Влияние внешних факторов (потепление, похолодание, иссушение почв, понижение уровня грунтовых вод и т.д.) Для различных географических объектов характерны как общие, так и специфические изменения в экосистемах

Американский эколог Клементс – автор учения о сукцессиях Фре́дерик Кле́ментс ( англ. Frederic Edward Clements , 1874 — 1945 ) — американский ботаник , эколог растений и миколог . Ввёл понятие « экотон », обозначающее относительно резкую переходную зону между сообществами. Совокупность растительности и животного мира именовал биомом . Внёс большой вклад в систематику грибов . Член американской Национальной Академии наук, Американского ботанического общества (вице-президент в 1905, консультант в 1906—1910), Американской Ассоциации содействия прогрессу науки.

ПЕРВИЧНАЯ СУКЦЕССИЯ – процесс развития различных экосистем на безжизненных территориях (на песчаных дюнах, на вулканических островах, на месте скалистых гор). Эта сукцессия самая длительная, т.к. сначала требуется время для формирования почвы. Последовательность процессов: На безжизненных местах поселяются «пионеры», первопоселенцы – сине-зеленые водоросли, лишайники. Отмирая, они образуют тонкий слой почвы, на которой могут поселяться сначала мхи. Затем, по мере увеличения почвенного слоя, могут вырасти травы, кустарники, деревья.

Читать статью  Этапы саморазвития: 5 шагов к совершенствованию

ВТОРИЧНАЯ СУКЦЕССИЯ – это развитие одной экосистемы, более адаптированной к данным абиотическим условиям, на месте другой. Степень благоприятности условий местопроизрастания оценивается либо по результатам прямого определения значений факторов, либо по растениям-индикаторам. для лесной зоны кислица указывает на условия увлажнения, близкие к оптимальным, и значительное богатство почв питательными минеральными веществами; черника – на несколько избыточное увлажнение и некоторый дефицит элементов минерального питания; брусника – на дефицит увлажнения и почвенного плодородия; мхи (кукушкин лён, сфагнум ) – на чрезмерно избыточное увлажнение, дефицит минеральных веществ, недостаток кислорода для дыхания корней и наличие процессов торфообразования. Наряду с индикаторами меняется состав и других видов, произрастающих под пологом эдификаторов. По растениям-эдификаторам и растениям-индикаторам называют биоценозы (экосистемы).

Причины вторичных сукцессий: изменение климата (постепенное заболачивание местности из-за влажного климата), природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, ураганы и т.д.), человеческая деятельность! (вырубка лесов, загрязнение, вспашка земель, добыча полезных ископаемых и т.д.), нашествие вредителей или заболевания . Примечание: если в ходе вторичной сукцессии исчез почвенный слой (из-за эрозии почвы), процессы пойдут по типу первичной сукцессии.

Антропогенные воздействия Часто ведут к упрощению экосистем. Такие явления называют дегрессиями. Различают, например, пастбищные, рекреационные и другие дегрессии. Смены такого типа обычно завершаются не климаксными экосистемами, для которых характерно усложнение структуры, а стадиями катоценоза, которые нередко заканчиваются полным распадом экосистем

Причина нарушения экосистем — пожары Низовые пожары – гибель мхов, лишайников, сухой травы, опавшей хвои и листвы, брусники, черники, вереска, обгорание коры у основания деревьев и молодой поросли, могут превратиться в почвенные (тление верхнего слоя почвы, сгорание корней деревьев) Верховые пожары – возникают от низовых из-за сильного ветра или засухи, гибель крон деревьев, перенос огня на большие расстояния После пожара — восстановительная сукцессия

Лесной пожар – неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. Причины лесных пожаров В большинстве случаев виновником возникновения лесных пожаров оказывается человек, его небрежность при пользовании в лесу огнём во время работы или отдыха.

Основные причины загорания лесов: брошенная незатушенная спичка или сигарета; бутылки и осколки стекла (в солнечную погоду); не полностью погашенный костёр; преднамеренные поджоги; грозовые разряды.

Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров Первичные поражающие факторы: огонь, высокая температура воздуха. Вторичные поражающие факторы: обширные зоны задымления, ядовитые газы, обрушение деревьев.

Последствиями крупных лесных пожаров являются: прекращение полётов самолётов, остановка движения по автомобильным и железным дорогам, резкое ухудшение экологической обстановки. По площади, охваченной огнём , лесные пожары подразделяются на классы. Класс пожара Площадь пожара (га) Загорание 0,1-0,2 Малый пожар 0,2-2,0 Небольшой пожар 2,1-20 Средний пожар 21-200 Крупный пожар 201-2000 Катастрофический пожар более 2000

По характеру распространения лесные пожары подразделяются на виды Виды лесных пожаров Низовые Верховые Подземные (торфяные) Загораются: сухая трава, кустарник. Составляют 80% всех пожаров. Загораются верхушки деревьев. Очень опасен для леса и его обитателей, а так же людей. Загорается: торф, корни деревьев. Сложный для тушения пожар. Опасен подземными пустотами.

Читать статью  Презентация Психология творческого саморазвития (11 класс) – проект, доклад

По скорости распространения огня и высоте пламени пожары подразделяются на: слабые средние сильные

Верховой пожар – 10 лет спустя

Методы борьбы с лесными пожарами Непосредственное тушение проводится следующими способами: захлёстывание огня ветками, забрасывание огня песчаным грунтом, тушение пожаров водой или растворами химикатов, тушение пожаров искусственно вызванными осадками. Косвенный метод тушения проводится следующими способами: создание заградительных полос и барьеров на пути распространения огня, заблаговременный пуск огня от дорог, троп, ручьёв навстречу низовому или верхнему пожару.

Эвакуация из зоны лесного пожара Если во время прогулки в лесу вы столкнулись с лесным или торфяным пожаром: определите направление ветра; определите направление распространения огня; выберите маршрут выхода из леса (перпендикулярно огню) вдоль рек, просек в безопасное место; выходите из леса только в наветренную сторону и быстро.

Смена биоценозов в тайге (рис. 78, стр. 137, доп.м. – 140 стр., № 1, опыт Г.Ф.Гаузе) Неустойчивые стадии при смене биоценозов – незрелые Устойчивые стадии – зрелые

Смена видов Что растет? Что это дает? организмы-пионеры (корковые водоросли, накипные лишайники)- обычно в результате вырубки леса обогащение субстрата органическими и доступными для усвоения растениями веществами, случайно попавшими отдельные травянистые растения способны быстро осваивать и изменять бедный субстрат, среду обитания полукустарники и кустарники Освоение земель, конкуренция видов лиственные виды деревьев (чаще берёза, осина, ива) быстрый рост, высокое светолюбие, быстро изреживаются (к 40–50-летнему возрасту) Теневыносливая ель (антропогенное формирование — через 150-250 лет, природное — 1000 лет) догоняет в росте стареющие лиственные виды деревьев и выходит в первый ярус – постоянный состав сообщества Образуется климаксное смешанное елово-лиственное сообщество или чисто еловый лес со свойственным им набором других видов растений и животных

Специфические закономерности сукцессий В каждой из них и на каждой стадии, присущ набор видов, который: 1) характерен для данного региона, 2) наиболее приспособлен. Различными будут и завершающие (климаксные) сообщества (экосистемы).

Видовой состав климаксных экосистем может существенно различаться. Общим является то, что эти экосистемы объединяет сходство видов-эдификаторов, то есть тех, которые в наибольшей мере создают среду обитания

Видовой состав климаксных экосистем может существенно различаться. Общее — экосистемы объединяет сходство видов-эдификаторов, то есть тех, которые в наибольшей мере создают среду обитания Эдификаторы для степных экосистем — плотнокустовые злаки (ковыль и типчак). Для тропических лесов — большое количество древесных видов, создающих сильное затенение для других видов своим пологом. Для лесной зоны северных и срединных регионов Евразии — ель и пихта.

Эвтрофикация Природная сукцессия — «старение» озерных экосистем Зарастание озер растениями от берегов к центру Озеро превращается в торфяное болото, экосистему климаксного типа «Цветение» водоемов – результат их обогащения биогенами (фосфором, азотом)  массовые заморы рыб

Сукцессионная серия Последовательный ряд постепенно и закономерно сменяющих друг друга сообществ в сукцессии Автотрофная система Гетеротрофная система

Читать статью  Саморазвитие или высшее образование

Автотрофная сукцессия Первые поселенцы быстро размножаются, толерантны к абиотическим условиям ( R -стратегия, рост численности) Возрастает видовое разнообразие, увеличивается значение К-фактора (ограничитель роста) R- = К-  стабильное сообщество, климаксное, «самоподдерживающееся сообщество, находящееся в равновесии с физическим местообитанием» (Ю.Одум, 1975) Отмершая органика – источник минеральных веществ для биогеохимического круговорота

Гетеротрофная сукцессия Приток мертвого органического вещества не восполняет его запасы, т.к. участвуют в сукцессии только гетеротрофные организмы Количество энергии уменьшается Система (организмы) погибает По Ю.Одуму – ассоциация с эксплуатацией залежей горючих полезных ископаемых человеком

Закономерности биоценозов в ходе сукцессии Постепенное увеличение видового разнообразия Смена доминирующих видов Усложнение цепей питания Увеличение в сообществах доли видов с длительными циклами развития Усиление взаимовыгодных связей в биоценозах и др.

Сохранение биоразнообразия Ранние стадии сукцессионной серии – продукции много. Изымание ее не подрывает продуктивность экосистемы Изъятие в климаксных сериях – следует сохранять способность к самовозобновлению Полнота сукцессий и видовое разнообразие возможны в случае надежной «работы» круговорота питательных веществ и в стабильной экосистеме

Умение управлять процессами саморазвития и самовосстановления экосистем – важная задача современной хозяйственной деятельности человека Ускорять формирование стабильных сообществ Задерживать процессы в сообществах на нужной стадии развития

Вопросы В чем причина неустойчивости экосистем? Ответ: несбалансированность круговорота веществ Укажите общие закономерности саморазвития биоценозов Ответ: увеличение видового разнообразия, смена доминирующих видов, усложнение цепей питания, усиление взаимовыгодных связей, увеличение общей биомассы и продукции сообщества, увеличение расхода продукции в цепях питания

Вопросы Каковы факторы стабилизации экосистем? Ответ: уравновешивание процессов создания и разрушения органического вещества автотрофами и гетеротрофами за счет деятельности видов Укажите причины, которые могут помешать самовосстановлению биоценозов Какова роль зрелых сообществ в природе?

Домашнее задание Параграф 19, вопросы 1-5, стр. 142 Задание Дискуссии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку «Экологическая сукцессия»

Презентация предназначена для 9 классов, обучающихся по программе В.В. Пасечника. Презентация содержит необходимые материалы для проверки домашнего задания (задания по вариантам), илллюстративный и те.

лабораторная работа сукцессия

В настоящее время использование на уроке мультимедиа и ЭВМ является актуальным. Современные школьники много времени проводят в Интернете, так как предметы школьного цикла требуют для своего осво.

Антропогенные сукцессии

Презентация иллюстрирует материал о видах и признаках различных сукцессионных процессах, предназначена для учителей и учащихся 11 -го класса.

Конспект занятия по биологии на тему «Экологические сукцессии» (11 класс)

Материал представляет собой конспект занятия по биологии на тему «Экологические сукцессии» (11 класс). В конспекте представлен и дополнительный теоретический матер.

1. Саморазвитие экосистем. Агроценозы.

Задания к уроку:1. Пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=ETN-3yBrPgQ2. Ответьте письменно на вопросы по данному видеоролику (вопросы переписывать!)3. Выполните тест, пройдя по ссылке.

тест «Экологическая сукцессия»

тест «Экологическая сукцессия&quot.

Презентация Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества — агроэкосистемы и урбоэкосистемы

Для использования на уроках биологии на дистанционном обучении.

Источник https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2012/10/27/samorazvitie-ekosistem-suktsessii

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *