Самообразованиепроект (9, 10, 11 класс)

Самообразование
проект (9, 10, 11 класс)

Планы, отчеты по самообразованию. Развивающая психолого-педагогическая программа «Подготовка детей с интеллектуальной недостаточностью старшего школьного возраста к выбору профессии».

Скачать:

Вложение Размер
Office presentation iconsamoobrazovanie.ppt 2.4 МБ
Microsoft Office document iconattestatsionnaya_rabota_bezrukova_o.a.doc 737.5 КБ
ФайлПлан 18-19 гг 14.89 КБ
ФайлОтчет 18-19 26.29 КБ
ФайлПлан на 5 лет 38.42 КБ
Microsoft Office document iconОтчет 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Актуальность. Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с интеллектуальной недостаточностью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике все более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду. В связи с этим в последнее время появляются альтернативные формы профессиональной подготовки этой категории детей. Часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии, многочисленна и постоянно увеличивается. Трудовая деятельность является основой их социализации, а трудоустройство – важной государственной задачей, поэтому разработка организационно – методических основ профессиональной подготовки этой группы лиц становится все более актуальной.

Цель исследования: Создание и реализация профориентационной программы, направленной на подготовку детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью к выбору профессии. Задачи исследования: Анализ теоретических основ проблемы профессиональной подготовки детей старшего школьного возраста к выбору профессии. Создание программы подготовки детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью к выбору профессии. Реализация программы. Анализ результатов апробации программы. Оформление результатов в виде аттестационной работы Объект исследования: Особенности подготовки умственно отсталых детей старшего школьного возраста к выбору профессии. Предмет исследования: процесс создания и апробации специальной профориентационной программы. Методы и методики исследования: изучение литературы по вопросам профориентации школьников с интеллектуальной недостаточностью; диагностика; беседы; наблюдение; консультации для детей, родителей, педагогов; ролевые игры, направленные на развитие навыков общения; психогимнастика; элементы арттерапии, игротерапии, сказкотерапии; База исследования : Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Глава 1 . Теоретический анализ проблемы подготовки детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью к выбору профессии 1.1.Определение основных понятий исследования 1.2.Общая психолого – педагогическая характеристика умственно отсталых детей школьного возраста 1.3.Общая психолого – педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития школьного возраста 1.4.Анализ способностей детей старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью к усвоению тех или иных видов профессиональной деятельности

Глава 2. Программа подготовки детей с умственной отсталостью старшего школьного возраста к выбору профессии 2.1 Пояснительная записка 2.2 Принципы программы 2.3 Структура и содержание программы 2.4 Методическое и информационное обеспечение программы

Глава 3. Анализ результатов апробации программы 3.1 Психолого – педагогическая характеристика обучающихся, принявших участие в исследовании. 3.2 Описание диагностического инструментария. 3.3 Диагностический этап апробации программы и анализ его результатов. 3.4 Коррекционный этап апробации программы и анализ его результатов.

Значимость программы: Разработанная нами программа направлена на то, чтобы помочь выпускнику школы –интерната определить свой будущий профессиональный путь, уметь ориентироваться в социуме. Выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, после обучения по предложенной программе, знают: как поступить в профессиональное училище; искать работу и трудоустроиться; обращаться в различные учреждения; работать с документами; общаться с работодателями и членами трудового коллектива; имеют представление о профессиях, возможных для выпускника коррекционной школы.

Цель программы: Психологическая подготовка старшеклассника с интеллектуальной недостаточностью к выбору профессии. Задачи программы: 1. Создать условия для формирования у обучающихся адекватных представлений о личных индивидуальных особенностях, умения адекватно оценивать возможности, результаты обучения и труда сверстников. 2. Способствовать формированию у обучающихся моделей поведения в системах общения «ученик-учитель», «сверстник- сверстник», «подчиненный — начальник», «подчиненный — подчиненный». 3. Информировать обучающихся о возможностях продолжения обучения в профессиональных училищах, рынке труда в регионе, основах трудового законодательства. Объект исследования: участниками данной программы могут быть обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью (задержка психического развития, легкая умственная отсталость). Возраст потенциальных участников программы от 13 до 18 лет. Предмет исследования: психологическая подготовка старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью к выбору профессии. Гипотеза: Предполагается, что обучение по данной программе повысит уровень психологической готовности старшеклассников к выбору профессии.

Читать статью  Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процессастатья

Программа рассчитана на шесть лет обучения – 7, 8, 9,10, 11,12 классы и состоит из 4 модулей. Обучающиеся осваивают модули поэтапно, на каждом году обучения, начиная с 7 класса. Во всех классах каждому модулю выделяется определённое количество часов. Выбор приоритетов осуществляет педагог-психолог исходя из уровня актуального развития обучающихся. Противопоказания (ограничения) к занятиям по программе: 1.Сложная структура дефекта обучающегося с отставанием в интеллектуальном развитии, обусловленная нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, вегетативной нервной системы и т.п.; 2. Психопатоподобное поведение ребёнка (по заключению врача- психиатра); 3. Умеренная степень умственной отсталости.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН Название модуля 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс 12 класс Итого Хочу, могу, надо 20ч 30ч 15ч 15ч 15ч 15ч 110ч Искусство общения 20ч 15ч 30ч 15ч 15ч 15ч 110ч В мире профессий 20ч 15ч 15ч 30ч 18ч 18ч 116ч Общество. Семья. Работа 18ч 18ч 18ч 18ч 30ч 30ч 132ч Итого 78ч 78ч 78ч 78ч 78ч 78ч 468ч

Формы организации коррекционно – развивающих занятий: индивидуальные, фронтальные занятия и консультации, школьные и внешкольные мероприятия. Средства реализации программы: Диагностика (Выявление уровня актуального и уровня эмоционально – волевого развития обучающихся; Выявление уровня тревожности у подростков Автор : Л.Анн; Опросник «Мотивы выбора профессии» Автор : Р.В. Овчарова; Метод изучения самооценки и уровня притязаний. Лесенка. Автор : Светлана Коноваленко. Анкета для старшеклассников «Профессиональное самоопределение» , Анкета для родителей обучающихся старших классов Автор-составитель: О.А.Безрукова, педагог – психолог). Беседы. Консультации для детей, родителей, педагогов. Ролевые игры, направленные на развитие навыков общения. Психогимнастика. Элементы арттерапии.

Алгоритм реализации программы: 1.Изучение контингента обучающихся. 2.Психологическая диагностика уровня профессионального самоопределения обучающихся. 3.Изучение личностных особенностей, способностей, желаний обучающихся. Выявление трудностей и постановка задач по развитию и коррекции для каждого обучающегося, воспитанника. Постановка задач по развитию и коррекции на класс. 4.Работа с классным руководителем и родителями обучающихся. (Изучение мнения о профессиональном выборе ребенка. Консультации. Беседы.). 5.Коррекционно – развивающие занятия для обучающихся по направлениям программы. Индивидуальные беседы, консультации. Экскурсии на предприятия города с обучающимися, с целью социализации и адаптации в обществе. 6. ПМПк при участии классного руководителя, психолога, учителей — предметников «Подведение итогов по профессиональному выбору выпускника».

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся, принявших участие в исследовании В проводимом нами исследование приняли участие 18 человек (обучающихся 7 – 9 классов Нефтеюганской школы – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья). В работе мы рассматриваются данные, полученные в результате диагностического исследования обучающихся 7 – х классов (Период диагностического исследования: сентябрь 2010-2011 учебного года). Также рассматриваются данные, полученные на этой же выборке детей, (9 – ые классы), после их обучения на психологических коррекционно – развивающих занятиях по программе подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью старшего школьного возраста к выбору профессии. (Период диагностического исследования: май 2012-2013 учебного года).

Анализ социального паспорта обучающихся 7-х классов позволил выявить факторы, которые необходимо учитывать при планировании психолого – педагогической работы с детьми: 16% обучающихся проживают в неблагополучных семьях, следовательно не получают дома помощи и поддержки в профессиональном ориентировании. 16% обучающихся проживают в малообеспеченных, а 23% в многодетных семьях, следовательно, необходима совместная работа с классным руководителем по формированию направленности у детей получения профессии в ПУ на бюджете государства. 60% обучающихся – мальчики, следовательно, педагогу в разделе программы «В мире профессий», необходимо больше внимания уделить мужским профессиям.

Читать статью  Саморазвитие личности: что это такое, и какие есть способы

Предполагаемые результаты: 16% выпускников – будут готовы к самостоятельному выбору профессии; 37% выпускников – будут готовы к выбору профессии либо началу трудовой деятельности при помощи взрослых; 47% выпускников – по состоянию здоровья не смогут освоить профессию либо начать трудовую деятельность.

Описание диагностического инструментария Игровая терапия . Сказкотерапия. Психогимнастика. Опросник «Мотивы выбора профессии» Автор : Р.В. Овчарова . Анкета для старшеклассников «Профессиональное самоопределение». Анкета для родителей обучающихся старших классов (Автор-составитель: Безрукова О.А. , педагог – психолог). Методика выявления самооценки «Лесенка» С.Г.Якобсона и В.Г.Щура (в интерпритация С.Коноваленко ). Методика Л.Анна «Выявление уровня тревожности у подростков».

Анализ результатов диагностического этапа апробации программы : Результаты, полученные с помощью индивидуальных бесед и примененных методик, позволили сделать следующие выводы: Интересы обучающихся 7-го класса слишком разнообразны. В этой группе практически нет учеников, интересующихся профессиями материального производства, у них часто проявляется интерес к профессиям, связанным с интеллектуальным трудом. Семиклассники нередко выбирают будущую профессию, не проявляя к ней интереса, ориентируясь лишь на внешние ее признаки. Они не понимают, что внешняя привлекательность профессии — это одно, и совсем другое — суметь справиться с таким видом деятельности. Таким образом, уровень притязаний, касающихся будущей профессии, у подавляющего большинства школьников среднего звена не соответствуют их реальным возможностям. Дети уверены, что они могут многое с имеющимся запасом знаний и умений, хотя знания о различных специальностях ограничены и часто случайны. В результате бесед с педагогами и подростками установлено, что на характер трудоустройства и обучения после школы в определенной мере оказывают влияние семейные традиции, профессии родителей. Также выяснено, что некоторые родители неправильно оценивают возможности и способности своих детей и, соответственно, ориентируют их на недоступную деятельность или на другие профессии, не вполне соответствующие специальным способностям ребенка. Обучающиеся не имеют достаточно четких представлений о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться. Им неизвестны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда.

Анализ результатов коррекционного этапа апробации программы У обучающихся старших классов диапазон интересов в области выбора профессии сужается и охватывает известные им профессии или те, о которых они имеют более конкретное представление. В основном это профессии материального производства, сферы обслуживания. Но только 16% тех, кто выбирал будущую профессию, исходят из приобретенных знаний, умений и навыков. Старшеклассники, в отличие от обучающихся среднего звена, задумываются над выбором своей будущей специальности, соотносят свои мечты со своими возможностями. Однако, 37% старшеклассников так и не определились с профессиональным выбором. Одна из трудностей приспособления выпускников к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. В подобном случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей. Как правило, учащиеся с завышенной самооценкой имеют и завышенный, неадекватный своим возможностям уровень притязаний, что сказывается на выборе будущей профессии. У обучающихся старших классов также сохраняется достаточно высокий уровень притязаний, но самооценка более приближена к адекватной (исключая обучающихся с более глубокой интеллектуальной недостаточностью), что порождает противоречие между желаниями и возможностями, и как следствие, сомнения в своих силах. На этом этапе особую важность приобретает профессиональная консультация и индивидуальный подход. С началом целенаправленной профориентационной работы, многие старшеклассники, в плане просвещения о мире профессий, ссылаются на информацию, полученную от учителей и воспитателей на классных часах и, проявляют высокий интерес к таким занятиям, соотнося знания, приобретенные в школе с информацией, полученной от родителей. Наибольшая неадекватность профессиональных предпочтений характерна для детей, имеющих более глубокие нарушения познавательной и, особенно, эмоционально-волевой сферы. С возрастом профессиональные предпочтения обучающихся с интеллектуальной недостаточностью становятся более адекватными. В старших классах несколько чаще происходит совпадение профессионального интереса с выбором специальности, что связано с проведением целенаправленной работы по профессиональной ориентации. Формирование профессионального самоопределения является достаточно долговременным процессом, поэтому направленную работу следует начинать одновременно с началом трудового обучения, не ограничиваясь только формированием умений и навыков. Только тогда умственно отсталый ребенок, опираясь на помощь взрослого, сможет выбрать для себя профессию, отвечающую его интересам и адекватную его возможностям.

Читать статью  Индивидуальная образовательная траектория: понятие и задачи

Заключение Одной из важнейших проблем в подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной трудовой деятельности является формирование профессионального самоопределения, адекватного трудовым возможностям данной категории граждан. В становлении и развитии подростков большую роль играет микросреда. Формирование личности подростков происходит непосредственно через общение его с окружающими людьми. Ведущее место в этом формировании занимает школа. Проведенное теоретическое и практическое исследование особенностей профессиональных предпочтений умственно отсталых школьников позволило сделать следующие выводы: 1. Неадекватность профессиональных предпочтений тем существеннее, чем больше нарушение познавательной и эмоционально-волевой сферы и чем меньше возраст субъекта. 2.Введение направленных профориентационных занятий в учебный процесс способствует более адекватному самоопределению подростков. 3. На всех этапах формирования профессионального самоопределения обучающиеся с умственной отсталостью сталкиваются со значительными трудностями. Успешное преодоление этих трудностей требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы профессиональной ориентации и профессионально-трудового обучения, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников школ в условиях современного производства. В связи с этим необходимо решить следующие основные задачи: самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней. 4.Профориентация будет особенно успешной, если сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить их со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избираемой профессии и саморазвития в ней. Приобщение к профессии — дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

Источник https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/11/07/samoobrazovanie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *