Процесс самопознания — это способ познакомиться с собой
Самопознание — это уникальный процесс, связанный с изучением и развитием себя как личности. Это способ гармоничного и целостного формирования индивида. Процесс самопознания начинается еще в раннем детстве и длится на протяжении всей жизни человека.
Значение и общая характеристика
Определение «самосознание» включает изучение личностных характеристик, осознание своей глубинной сути, а также психических и физических способностей.
Самопознание — это серьезная потребность, которую испытывает только человек. Это процесс познания своих потенциальных и актуальных возможностей, личностных, интеллектуальных качеств, черт характера, своих взаимоотношений с другими людьми.
У одних самосознание не занимает много времени: оно происходит в один момент. А у других на определение себя в этом мире уходят годы, десятилетия, а иногда вся жизнь.
В науке данное определение лучше всего объясняется в психологии. Она помогает обозначить смысловые функции самопознания. Например, в психологии выделяются следующие грани самосознания:
- критерий психологически здоровой личности;
- способ обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;
- путь саморазвития и самореализации индивида.
Все эти функции связаны между собой и помогают составить целостный портрет зрелого и здорового человека.
Самопознание помогает разрешать конфликты и понимать мотивы собственных поступков. Через познание самого себя человек учиться управлять своей жизнью.
Лишь через познание человек становится личностью, обретает счастье и делится им с окружающими людьми.
В процессе самосознания развиваются творческие способности, индивид находит новые способы решения проблем, которые основаны на взаимопонимании, сопереживании и взаимопомощи.
Определение «самосознание» имеет несколько значений:
- Религиозное. Здесь это средство, которое помогает достичь единства с Богом, осознать в себе Божественное начало.
- Повседневное. Здесь это способ наиболее широкого применения своих способностей, это метод, с помощью которого можно управлять другими людьми.
- Психологическое. Здесь это средство, которое помогает обрести психологическое здоровье, внутреннюю гармонию и зрелость.
Психологи и философы сходятся во мнении, что первоначально самосознание — это инстинктивный процесс, а осознанное восприятие — это продукт жизненного опыта.
Виды самосознания
В психологии обозначены следующие виды самопознания:
- опосредованное;
- естественное;
- самоисповедь;
- рефлексия;
- познание себя через познание других, в ходе общения, игры, труда, развивающей активности.
На практике существуют такие способы самопознания, как:
- анализ;
- наблюдение за собой, применяются следующие формы: дневник, анкета, тесты;
- правдивый внутренний самоотчет;
- размышления о происходящем в сознании.
Человек посвящает знакомству с самим собой всю жизнь, иногда это происходит неосознанно. Процесс начинается с рождения, заканчивается смертью. Формирование складывается поэтапно по мере отображения внешнего и внутреннего мира личности.
Познать себя можно через постепенное, осознанное узнавание других. Младенец не отделяет себя от окружающего пространства. В возрасте 3-8 месяцев ребенок учится идентифицировать себя, свои органы, тело в целом от окружающей обстановки. Это называется самоузнаванием — первая ступень на пути к самосознанию. Для малыша родители, окружающие взрослые — главный ресурс сведений о самом себе. Именно родители дают имя, приучают отзываться на него и т.д.
С того момента, как в лексиконе ребенка начинают появляться такое выражение, как «хочу сам», наступает новый этап самопознания. Ребенок начинает словами обозначать себя, давать себе характеристику.
Изучение собственных качеств происходит с помощью деятельности, контакта с окружающим миром. В процессе коммуникации люди узнают друг друга, дают оценку окружающим. Данные показатели непосредственно влияют на самооценку личности.
Самооценка — эмоционально-субъективная позиция по отношению к своему образу.
Факторы, которые оказывают влияние на самооценку:
- сравнение своего Эго с выдуманным эталоном;
- оценивание окружающих людей и сравнение себя с ними;
- собственное отношение к успехам, неудачам.
Эго-концепция — это более или менее устойчивое, осознанное понятие личности о самой себе. Это представление, как правило, зафиксировано словесно. Концепция может быть как адекватной, так и неадекватной. Человек способен придумать себе такой образ, который не соотносится с реальностью, вступает с ней в конфликт. Правильная оценка самого себя помогает успешной адаптации к миру, окружающими людям.
Структура самосознания
Самопознание человека включает в себя следующие элементы:
- Образ Эго. Это структура знаний о самом себе. То, как человек относится к себе, показывает его путь построения отношений с другими людьми.
- Самоконтроль. Это регулирование собственных действий, психического состояния в зависимости от требований и норм поведения, общения.
- Самооценка. Процедура оценки себя по принципу принятия или непринятия.
Особенности самопознания выражаются во взаимодействии трех выражений собственного Эго:
- Реальное. Согласуется с представлением личности о себе в настоящий момент времени. При помощи самопознания можно увидеть объективную картину собственного положения. Индивид дает себе оценку с различных позиций. Общий образ складывается на основе всех социальных ролей. Человек буквально ставит перед собой вопросы о том, какой он родитель, работник. Результаты могут удовлетворять личность или же расстраивать ее. Если образы не совпадают друг с другом, появляются переживания и страдания. Человек способен уйти в глубокую рефлексию.
- Идеальное. Это внутренние мотивы и стремления личности к самосовершенствованию. Сюда входят желания, мечты и представления о себе в будущем времени. Формируется представление о том, что нужно сделать для того, чтобы получить желаемое. Этот компонент показывает уровень притязаний, амбиций и уверенности в себе и своих силах. Чаще всего формируется идеальный образ, из-за которого человек не замечает уже достигнутых результатов. Многие так и остаются на этапе мечтаний, не приступив к реальным активным действиям. Для реализации идеального Эго обязательно наличие стремления к переменам.
- Прошлое. Это напряженная часть, которая влияет на способ построения жизни человека. Прошлое нельзя изменить. Прожитые негативные моменты не дают личности активизироваться в настоящем времени, делая ее чрезмерно осторожной. Нужно помнить, что прошлое — это незаменимый опыт, который помогает проанализировать собственные поступки и принятые решения. Благодаря этому человек может сконцентрироваться на будущих достижениях.
Психология самопознания — это единая система, компоненты которой неразрывно связаны между собой. Осознав эту структуру, человек проще реализуется в будущем.
Процесс самопознания
В психологии определение «самосознание» включает в себя такие этапы, как:
- Первичное самосознание. Человек начинает знакомство с самим собой через окружающих людей. Этот этап относится к пассивной, конструирующей ступени самопознания. Это наивное принятие мнения других людей и создание Эго-концепции, которая сформулирована окружением человека. На данном этапе существует вероятность возникновения проблемы несоответствия, она может быть вызвана как самим индивидом, так и обществом.
- Кризис первичного самопознания. Он возникает в результате столкновения мнений о личности. Некоторые мнения не вписываются в привычную систему взглядов человека на самого себя, что приводит к когнитивному диссонансу. Механизмы самопознания на данном этапе приводят к изменению роли «другого». Личность уже не может опираться на эту роль, ее определения, а переходит к самоопределению.
- Вторичное самопознание. Это эволюция представлений человека о себе. Это уже активные действия на пути познания самого себя, так как здесь ключевая роль отводится самому индивиду и его собственным ощущениям. «Другой» теперь может выступать только в роли пассивного идеала. Происходит переопределение Эго-концепции за счет того, что индивид начинает сомневаться в истинности своей привычной конструкции. Запускается процесс изменения себя в соответствии со своими планами. Изменяются цели, планы, которые часто касаются и внешнего облика личности.
По активности этапы самопознания можно разделить на:
- Пассивную фазу: это возраст от 3 до 8 месяцев, когда познание нацелено на внешний окружающий мир, а познание самого себя происходит эпизодически.
- Активную фазу, которую можно разделить на 2 возрастные группы:
- от 12 до 15 лет: большая часть внимания направлена на внешний вид (одежда, телосложение);
- от 20 до 30 лет: внимание переключается на внутреннюю сущность (поиск своего места в жизни, самореализация, постижение смысла жизни);
- Фазу падения активности: от 60 лет. Индивид считает, что знает о себе все, поэтому самопознание уходит на второй план.
Весь процесс самопознания проходит мучительно в тех случаях, когда человек не удовлетворен какой-либо частью своей жизни, например, нет семьи или любимого дела. Сложнее всех кризисные периоды самосознания переживают творческие личности.
Упражнения на самопознание
Самопознание в психологии — это сложный, но интересный, полезный процесс. Многих волнует вопрос о том, с чего начать этот нелегкий путь. Существуют различные методы самопознания, которые можно использовать дома самостоятельно, некоторые из них представлены в игровой форме.
Самопознание и самовоспитание характера можно натренировать с помощью определенных упражнений.
Упражнение «4 квадрата психологии сознания»
Оно направлено на осознание своей сущности, поиск положительных и негативных качеств личности.
Начните упражнение с того, что разделите лист бумаги на 4 части в виде квадрата, каждый из которых пронумеруйте от 1 до 4. В первой части необходимо написать 5 своих положительных качеств. В третьей части нужно прописать свои негативные стороны.
Главное требование этого упражнения — это честность, нужно искренне ответить на эти вопросы для самого себя.
Далее негативные качества необходимо заменить положительными и записать результаты во вторую часть. Например, такое слово, как «скупость» можно перефразировать в «бережливость».
Положительные качества из первого квадрата тоже нужно переделать в отрицательные и записать результат в 4 квадрат.
Затем следует закрыть качества из 3,4 части и прочитать качества из 1 и 2 квадрата.
Суть упражнения заключается в том, чтобы человек понял, что любую характеристику можно описать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Что для кого-то является хорошим, для другого может оказаться плохим. Не следует тратить время на мнение окружающих, лучше сконцентрироваться на развитии качеств, которые нравятся самому человеку и могут помочь ему в будущем.
Упражнение «Мои желания, мечты и цели»
На выполнение этого упражнения понадобится 30-40 минут. В спокойной обстановке нужно записать свои мечты, желания на бумаге. Масштаб желаемого не имеет значения. Все мечты рекомендуется прописать в мельчайших подробностях. Лучше всего сделать не менее 100 записей. Должна быть полная уверенность в том, что это именно то, чего хочется. Важно ответить себе на вопрос о том, а зачем это нужно.
Если все сделать правильно, то появится понимание своих намерений, истинных потребностей. Это поможет прожить более осознанную, энергичную жизнь.
Результаты самопознания
Самопознание и самовоспитание характера помогают получить полноценные данные о себе самих. Полученные сведения объединяются по принципу близости, например, свойства характера, эмоциональные характеристики и т.д. Все это в дальнейшем образует концепцию Эго. Всецело осознать, понять эту теорию невозможно, так как внушительная ее часть находится в сфере бессознательного. Поэтому путь самопознания — незавершенный процесс.
Степень осознания полноты данной системы во многом зависит от желания, намерения индивида к познанию самого себя.
Все представления, которые человек получил о себе, могут оказаться как истинными, так и ложными. Все зависит от адекватной оценки себя.
К общим результатам самопознания с эмоциональной точки зрения относятся:
- Чувство идентичности. Оно рождается благодаря пониманию непрерывности своего существования, чувству полноценности и вовлеченности в окружающий мир. Это чувство может усиливаться с возрастом. Если человеку так и не удалось обрести это осознание, то наступает отчаяние, жизнь теряет всякий смысл.
- Принятие себя таким, какой есть. Оно неразрывно связано с чувством идентичности. Индивид принимает все свои положительные и отрицательные стороны. Это не значит, что человек не ставит перед собой целей к самосовершенствованию, это лишь создает основу для саморазвития, работы над собой. Если личность не принимает себя или принимает лишь частично, то возникает борьба с самим собой, которую далеко не каждому удается выиграть.
- Уважение к своей личности. Это уровень благожелательного отношения к самому себе. Человек в целом принимает себя положительно, ценит и гордится своими успехами. Уважение должно быть основано на реальных результатах. При низком уровне уважения к себе у личности начинаются внутренние конфликты. При завышенной самооценке развивается эгоизм и пренебрежительное отношение к окружающим. Самоуважение должно складываться по формуле успех / притязания.
- Чувство личностной компетентности. Оно складывается на основе данных о себе, своих способностях, осознанности и понимании того, что человек сам способен строить жизнь в соответствии с желаниями, уверенности в своих силах.
Результаты познания самого себя, своей сути достаточно обширны. Это система из сведений о личности и эмоционально-ценностного отношения к себе.
Самопознание и саморазвитие — это путь, проходя который индивид постигает самого себя. Через этот процесс человек может осмыслить и осознать свое внутреннее Эго, лучше узнать свои психологические и физические возможности. Самопознание — это развитие целостности и единства личности.
Источник https://mypsihologiya.ru/samorazvitie/protsess-samopoznaniya-eto-sposob-poznakomitsya-s-soboj