Классификация программ творческого саморазвития учащихся

Классификация программ творческого саморазвития учащихся

Творческое саморазвитие учащихся как приоритетная цель учебно-воспитательной работы

Определение 1

Творческое саморазвитие – это разновидность творческой деятельности, основанная на стремлении личности к повышению своей творческой компетентности, самопознанию, самореализации, самоутверждению и самовыражению.

В основе организации педагогической деятельности лежит полноценное развитие личности. Творческое развитие учащегося – важный аспект данного развития.

Сформировать у каждого учащегося потребность в саморазвитии и навыки данного направления деятельности является продуктивным итогом реализации учебно-воспитательной деятельности. Особенно, если она опирается на личностно-ориентированный подход.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Творческое саморазвитие учащихся в педагогическом процессе опирается на следующие условия:

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода.
  2. Индивидуальная направленность обучения и воспитания.
  3. Творческое содержание образовательной программы и разных направлений деятельности учащихся.
  4. Наличие яркой, эмоционально окрашенной, насыщенной развивающей среды в учебном заведении.
  5. Опора на искусство и культуру, художественную деятельность учащихся, являющихся средством самопознания и самовыражения личности.
  6. Включение учащихся в активную самостоятельную художественно-творческую деятельность на всех уровнях и стадиях образования.
  7. Включение учащихся в исследовательскую деятельность.
  8. Организация в учебном заведении дополнительной внеурочной деятельности: кружки, клубы по интересам, исследовательские центры, проведение совместных экскурсий, походов.
  9. Использование методов проблемного обучения. Они позволяют активизировать творческое мышление учащегося и стимулировать его к самостоятельному поиску, проявлению инициативы.
  10. Создание условий для творческой мотивации учащихся. В начальной школе формируется интерес к творчеству, искусству; в средней происходит формирование потребности в художественно-творческой деятельности и воспитание устойчивого интереса к ней; в старшей школе – активизация культурного опыта, повышение общей культуры личности в ходе освоения разных аспектов художественной и творческой деятельности.
Читать статью  Учитель и саморазвитие: три кита педагогики и психология

«Классификация программ творческого саморазвития учащихся»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение задач по учебе за 24 часа
Реферат по этой теме за 48 часов

Творческое саморазвитие необходимо каждой личности, поэтому воспитанию его основ уделяется особое внимание в педагогическом процессе. Оно реализуется на основании составления специальных программ. Таких программ большое количество. Они разделяются в зависимости от сферы личности, на которую опирается реализация процесса творческого саморазвития.

Программы интеллектуального саморазвития

Данные программы опираются на развитие интеллектуальной сферы личности учащегося. Развитый интеллект — основа успеха в любой сфере деятельности. Интеллектуальный компонент необходим в творческом процессе. Он помогает активизировать креативное мышление, логику деятельности.

Программы интеллектуального саморазвития учащихся опираются на формирование познавательной активности учащегося. Такие программы включают в себя следующие направления деятельности:

  1. Изучение родного и иностранных языков.
  2. Развитие общей культуры учащегося.
  3. Расширение кругозора учащегося.
  4. Формирование мотивации к познанию и исследованию.
  5. Познание мира с научной точки зрения (изучение различных наук и их закономерностей, описания ими устройства мира и его процессов).

Программы физического саморазвития

Физические процессы имеют тесную связь с интеллектом. Это обуславливает необходимость физического развития для повышения интеллектуального уровня развития личности.

Физическое саморазвитие не предполагает усиленную спортивную подготовку и завоевание медалей на Олимпиадах. Оно реализуется по следующим направлениям деятельности:

  1. Развитие мотивации к физическим упражнениям. Развивается привычка выполнения регулярных физических упражнений, которая становится потребностью.
  2. Пропаганда здорового образа жизни. Развитие желания и стремления к сохранению и поддержанию своего здоровья, бережному отношению к нему является залогом полноценного развития личности.
  3. Включение дисциплины «Физическая культура» в образовательный процесс учебных заведений. На занятиях по данной дисциплине происходит развитие двигательных навыков учащихся, формируется координация движений, развивается мышечная активность, повышается тонус мышц и т.д.
  4. Профилактика употребления алкоголе содержащих, наркотических, психотропных и иных веществ.
Читать статью  Условные и безусловные рефлексы: различия, примеры и значение в жизни организма

Программы духовного саморазвития

Данные программы опираются на создание комфортной психологической обстановки в учебном заведении, развитие эмоциональной сферы личности.

Духовное саморазвитие тесно связано с физическим и интеллектуальным становлением личности. физическое развитие организма и его интеллектуальное развитие не может быть реализовано без участия духовной сферы личности.

Программы духовного саморазвития личности учащихся включают в себя следующие направления деятельности:

  1. Развитие эмоциональной сферы личности.
  2. Формирование любви к Родине, своему народу через патриотическое воспитание.
  3. Экологическое воспитание, формирующее основы бережного отношения к природе и ее процессам.
  4. Воспитание уважения к труду и принятие его ценности.
  5. Развитие позитивного отношения к миру и его закономерностям, а также позитивного восприятия всего окружающего.
  6. Изучение истории и культуры своего народа, его обычаев и традиций.
  7. Нравственное развитие личности.

Программы культурного саморазвития

Культурное развитие личности, формирование основ культурного поведения, стремления к совершенствованию своей личности в данной сфере – является основой культурного саморазвития каждой личности.

Программы культурного саморазвития учащихся включают следующие направления деятельности:

  1. Этическое воспитание. Оно связано с усвоением норм этического поведения.
  2. Эстетическое развитие личности. Оно предполагает формирование основ эстетического восприятия, любви к прекрасному.
  3. Знакомство с историей.
  4. Изучение дисциплин сферы искусства: музыка, изобразительное искусство, ритмика.
  5. Организация посещений учреждений культуры: театры, музеи, галереи, концерты.
  6. Развитие организационных навыков деятельности.

Программы социального саморазвития

Социальное саморазвитие связано со становлением личности в качестве члена социальной сферы, нахождением своего места в социальном мире и совершенствованием навыков установления социальных связей и отношений, продуктивного социального взаимодействия.

Социальное саморазвитие осуществляется по следующим направлениям:

  1. Создание комфортной психологической среды в учебном заведении.
  2. Формирование навыков коллективного взаимодействия.
  3. Воспитание толерантности.
  4. Развитие основ самоконтроля и саморегуляции поведения.
  5. Организация совместного творчества учащихся.
  6. Использование технологий проектного обучения.
Читать статью  Саморазвитие и самообразование педагога как необходимое условие его педагогической подготовленности к современным требованиям организации образовательного процессастатья

Как правило, творческое саморазвитие личности является комплексным процессом. Оно требует активизации работы всех сфер личности. Какие-то сферы требуют особого внимания, а какие-то оказываются на высоком уровне развития, но не исключают их совершенствование. Это обуславливает использование комплексных программ творческого саморазвития учащихся.

Источник https://spravochnick.ru/pedagogika/klassifikaciya_programm_tvorcheskogo_samorazvitiya_uchaschihsya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *