Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831), великий немецкий философ, родился в семье высокопоставленного государственного служащего. Он учился в Теологическом институте в Тюбингене, где проходил курсы по философии и теологии.
Он с энтузиазмом приветствовал революционные события во Франции в конце XVIII века и выступал против феодальных порядков в Германии. После падения Наполеона Гегель изменил свое мнение. В 1818 году он получил место лектора в Берлинском университете, где оставался до конца своей жизни.
В философии двадцатого века проблема свободы всплывала снова и снова. Философы подчеркивали его различные грани. Его отношение к морали весьма противоречиво.
Размышления о свободе, несомненно, соотносятся с проблемой определения человека, его природы. В своих лекциях по философии религии Гегель дал двоякую характеристику человека: «Человек по природе добр» и «Человек по природе зол».
Сказать, что человек по природе добр, по Гегелю, значит признать, что человек сам по себе есть дух, разум, что он создан по образу и подобию Бога.
Человек естественен, когда он следует своим страстям и импульсам, является рабом своих желаний. Естественная непосредственность служит ему законом. Он естественен, но в этой естественности он в то же время является носителем воли.
Уже в своих ранних работах Гегель занимается историей духовной культуры, развитием различных ступеней человеческого сознания. Его основные работы: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821) и другие. В «Феноменологии духа» интеллектуальная культура представлена как постепенное разворачивание творческой силы «Мирового Разума». Впоследствии вся философская система Гегеля будет направлена на то, чтобы показать этапы развития «мирового духа».
То, к чему стремился Гегель, можно назвать антропологическим философствованием. Он взял конкретную человеческую личность и истолковал назначение человека.
Гегель спорил не только о родовом понятии «человек», но и о «каждом человеке», то есть о реальном человеке, из которого должна быть выведена антропология. Но в позднем Гегеле эта идея была утрачена.
В отличие от младшего Гегеля, систематизатор Гегель взял в качестве исходного принципа не человека, а мир-причину. Гегель рассматривал человека как этап на пути к достижению самосознания мирового разума и тем самым к совершенству.
Любое противоречие в реальной человеческой жизни и истории не побуждало философа пытаться интерпретировать их через человека.
Он объясняет противоречивость жизни как простой «трюк», к которому прибегает Идея (существующая в себе), чтобы обрести свое совершенство именно через преодоление этого противоречия.
Вопреки претензии на окончательное решение поставленного Кантом вопроса «Что есть человек?», Гегель либо затушевывает его, либо вовсе устраняет. Если человек является лишь медиумом (посредником), через которого дух мира познает самого себя, тогда не может быть границ познания.
«Идея Абсолюта»
Гегель назвал свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Он утверждал, что категории — это объективные формы реальности, основанные на «мировом разуме», «абсолютной идее» или «мировом духе». «Абсолютная идея», таким образом, — это активное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Его деятельность заключается в мышлении; его цель — самопознание.
Процесс самопознания «абсолютной идеи», «мирового духа», состоит из трех этапов:
На первом этапе Абсолютная Идея предстает как чистая мысль, существующая до субъекта и объекта, и представляет собой логическое мышление как таковое. Здесь Идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий.
В гегелевской философии логика подразделяется на учения о бытии, сущности и понятии. Исходным пунктом его философии является тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявления духа Идеи. Абсолютная идея вначале является абстрактной мыслью о бытии. Тогда мысль об этом «чистом существе» наполняется все новым содержанием: Сначала бытие появляется как нечто, затем как некое бытие, затем как некое бытие и т.д.
От бытия как видимости Гегель переходит к сущности, а затем к понятию. В формировании абсолютной Идеи философ раскрывает ряд диалектических принципов и законов: принцип единства логического и исторического; принцип единства логики, диалектики и эпистемологии; принцип восхождения от абстрактного к конкретному; закон перехода от количественных изменений к качественным; закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания отрицания.
Второй этап в развитии абсолютной идеи — ее «отчуждение» в лоно природы. Именно в этом контексте Гегель формулирует сущностные определения натурфилософии. Природа служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий.
Стадии развития природы следующие: Механизм, химия, организм. Гегель делает ряд ценных предположений о взаимной связи между стадиями неорганической и органической природы.
Третий этап — развитие Абсолютной идеи в мышлении и истории («в духе»), так называемая философия духа. Познав свою «инаковость», Абсолютная Идея возвращается к себе и постигает себя в различных видах человеческого сознания и деятельности.
Философия разума состоит из трех частей: учение о субъективном разуме (антропология, феноменология и психология); учение об объективном разуме, который является сферой абстрактного права, морали и нравственности, семьи, гражданского общества и государства, мировой истории; учение об абсолютном разуме, который раскрывается в искусстве, религии и философии.
Таким образом, движение «абсолютной идеи», а значит и всего предметного мира, имеет начало и конец, замкнутые в определенный круг. У Гегеля оказалось, что высшей формой и завершением развития «абсолютной идеи», где она осознает себя, проходит весь путь и становится «абсолютным духом», является философская система самого Гегеля.
С этого момента движение вверх «абсолютной идеи» прекращается, и дальнейший процесс движения мыслится только как замкнутый круг, как простое повторение пройденного пути.
Философская система Гегеля — это система объективного идеализма: Абсолютная Идея как чистая мысль порождает природу и человеческое сообщество. Эта система построена по принципу триады: Тезис — Антитезис — Синтез, что придает ему логическую структуру. Все категории в системе не постулируются, а выводятся друг из друга. В то же время завершенность системы, казалось бы, противоречит главному принципу ее существования — развитию.
Здесь система вступает в конфликт с вечным становлением, с постоянной изменчивостью. Отметим, что подобная противоречивость была характерна и для социально-политических взглядов Гегеля, когда он рассматривал прусскую монархию как наиболее совершенное воплощение разума, а метод требовал отрицания прежних политических форм и поиска новых.
Три закона диалектики
Его диалектический метод следует строго отличать от системы Гегеля: сама гегелевская система, как мы выяснили, накладывает предел на развитие мысли, а метод требует отказа от пределов в развитии. Немецкий мыслитель считал, что невозможно понять какое-либо явление без понимания всего пути, пройденного им в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, и что в этом процессе действуют три закона:
Закон трансмутации от количественных изменений к качественным и от качественных изменений к количественным. Он рассматривал эти переходы как бесконечный процесс;
Закон взаимопроникновения противоположностей, раскрывающий противоречия как внутренний источник, импульс, движущую силу всякого самодвижения;
Закон отрицания отрицания, который означает не просто отмирание старого качества новым, а представляет собой единство трех основных моментов:
1) преодоление старого;
2) непрерывность развития;
3) утверждение нового.
Общий вывод (и величайший пафос) философии Гегеля состоит в признании рациональности мира: «Все действительное рационально, все разумное разумно. Неразумное должно быть преодолено разумом. Перед нами не только рационалистическая философия, но и, благодаря своему последовательному рационализму, оптимистическая философия.
В то же время это абсолютный идеализм, поскольку он признает творческой силой только мысль, дух, идеал.
Таким образом, в философии Гегеля, помимо идеалистической системы, было и рациональное зерно — диалектика. Она вошла в сокровищницу мировой мысли, послужила отправной точкой для развития философии марксизма.
Заслуги Гегеля в истории философии огромны. Он создал первую в истории философской мысли развернутую систему диалектической логики, обогатил философию множеством новых идей.
Философия Гегеля оказала огромное притягательное влияние на европейское (и тогда не только европейское) сознание. Это соответствовало общему менталитету эпохи. Но пик развития часто означает также начало упадка, начало кризиса. Так было и с гегельянством.
Уже в середине века она подверглась критике с двух противоположных сторон: «слева» — со стороны материализма (Л. Фейербах, К. Маркс и Ф. Энгельс) и «справа» — со стороны идеалистического иррационализма (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор и Ф. Ницше).
Пантеизм в философии Гегеля
Пантеистический характер философии Гегеля наиболее очевиден в его философии религии и в разделе о религии в «Феноменологии духа». Отправной точкой его философии религии является идея о том, что безличное начало мира знает само себя. Религиозные представления — это лишь неадекватная концепция самопознания «абсолютного духа». Но адекватной формой этого знания может быть только философия.
Гегель подчеркивал, что абсолютное начало реальности должно быть связано с природой нашего мышления, иначе оно не может быть зафиксировано мышлением. Гегель развивает тезис о том, что познание есть самосознание абсолютного начала самой действительности. В природе реальности — которая должна быть «духовной» в своей основе, чтобы быть самореализованной — также содержится ее родство с нашим познанием. Реальность, по Гегелю, основана на понятиях, «определениях мысли», но, конечно, не субъективных определениях мысли, а объективных.
Эта концепция лучше всего прослеживается в «Науке логики». Ее парадокс заключается в том, что, несмотря на ярко выраженный идеалистический характер, она содержит большое количество фактов об объективном мире. Парадокс можно объяснить тем, что Гегель с 1801 года вынашивал диалектическую концепцию познания и искал для нее мировоззренческую основу. Самым простым, хотя и мистифицированным решением было то, которое он развил в терминах «духа», «абсолютного идеала». Основой «духа» являются «определения мысли», которые реализуются в предметном мире и в истории, и которые люди постепенно реализуют в законах природы, в законах общества, а затем во всей объективно-идеалистической и диалектической концепции Абсолюта. Подчеркнем, что основа реальности имеет динамический характер и проявляется в необходимости прогресса, который реализуется в человеческой истории и, в частности, в познании человеком действительности. Характерным для Гегеля, особенно в «Феноменологии духа», является его понимание познания, общества и форм, в которых общество осознает себя, а также религии и философии как выражения направленности Абсолюта на собственное самопознание. Это означает, по его мнению, что Абсолют является не только субстанцией, но и субъектом, то есть источником собственного движения к самопознанию.
Гегель убежден, что изучение этапов, через которые прошло человечество на пути к «науке» (т.е. философии Гегеля), является лучшей подготовкой к внутренней идентичности, с той самой позиции, которую выражает его философия. Он говорит: «Индивид также должен пройти через стадии формирования общего духа в плане содержания, но как через формы, которые дух уже оставил, как через стадии пути, который уже проложен и выровнен….. Нетерпение требует невозможного, то есть достижения цели без средств….. Поскольку субстанция индивида, поскольку даже мировой разум был настолько терпелив, чтобы пройти через эти формы в течение длительного промежутка времени и предпринять могучий труд всемирной истории. и поскольку он не мог достичь сознания самого себя меньшим трудом, то и индивид, с точки зрения реальности, не может понять свое собственное существо более коротким путем….».
Характеристика «Феноменологии» как пропедевтики философии не означает, что это популярное произведение. Дело лишь в том, что наш разум, сталкиваясь в «логической» последовательности с предшествующими формами общего сознания, учится быстрее и с сознанием, соответствующим той позиции, в которой «разум сознает себя существующим». Следует больше сказать о том, что заставляет сознание оставлять определенную позицию как неадекватную и переходить к более высокой. Гегелю необходимо исправить аргумент, согласно которому сознание не может признать, что его положение неудовлетворительно, пока оно не сможет выйти «за пределы себя» и увидеть объект, который оно распознает, как он выглядит, независимо от того, как оно его распознает.
Философская доктрина Гегеля о государстве
Согласно Гегелю, всемирная история как прогресс в сознании свободы делится на четыре всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.
«Восток знал и знает только то, что свободен один, греческий и римский мир знает, что свободны некоторые, германский мир знает, что свободны все» Гегель Г.В.Ф. Философия истории. с. -98.
Гегель рассматривал существование идеи государства только в отношении развитых европейских государств современной ему исторической эпохи, в которых реализуется христианская идея свободы, достигается личная независимость и равенство всех перед законом, устанавливается представительство и конституционное правление.
В философии права Гегеля античная идея полярного правления синтезируется с доктриной «верховенства права», и этот синтез приводит к гегелевской концепции верховенства права. Ведь у Гегеля государство само по себе является правовым образованием (конкретным правом), а различные права и свободы действуют только на основе и в рамках государства.
Как для Платона и Аристотеля только общинная форма полиса гарантирует справедливость и закон, так и для Гегеля свобода, закон, справедливость действуют только в государстве в соответствии с идеей государства.
Гегелевская версия правового государства явно отличается как от концепций демократизма (народного суверенитета) и либерализма, так и от различных архаических и современных деспотических форм правления, в которых вместо конституции, закона и справедливости правят произвол и насилие.
Сконструированное Гегелем разумное государство, конкретно-исторически являющееся буржуазной конституционной монархией, представляет право в его системно-имманентной целостности, т.е. конституционное государство, с точки зрения правовой философии.
Гегелевская концепция «разумного государства» в форме конституционной монархии явилась философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. М. 1983.
Гегель обосновывает разумность существующего государства, чтобы оправдать его примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба против существующих порядков является бессмысленной грезой — «пустым мнением».
В философии права Гегеля даются различные трактовки государства: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как юридическое лицо, как унитарный организм, как конституционная монархия, как «политическое государство» — это взаимосвязанные аспекты единой идеи государства.
«Государство есть действительность нравственной идеи, — нравственный дух как явленная, самоочевидная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и исполняет то, что знает и как знает» Гегель Г.В.
Гегель считает правильное разделение властей в государстве гарантией общественной свободы.
Гегель считает точку зрения о независимости властей и их взаимном ограничении ошибочной, поскольку такой подход предполагает враждебность каждой власти к другим, их взаимные страхи и противоречия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, в котором все власти исходят из власти целого и являются его «текучими связями». Согласно Гегелю, суть внутреннего суверенитета государства состоит в верховенстве целого, в зависимости и подчинении различных сил государственному единству.
Власть управления, которая включает в себя судебную власть, определяется Гегелем как власть подводить конкретные сферы и конкретные случаи под общее правило. Функция правящей власти заключается в выполнении решений монарха, поддержании существующих законов и институтов. Члены правительства и государственные чиновники характеризуются Гегелем как основная часть буржуазии, в которой сосредоточено государственное сознание и образование. Гегель считает бюрократию главной опорой государства «в смысле законности и понимания» Гегель Г.В.
- Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Философия культуры
- Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия
- Методы и формы научного познания
- Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
- Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
- Границы гносеологии
- Первые представления о прочности
- Современная китайская философия
- Экзистенциализм. Философия экзистенциализма
- Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Источник https://lfirmal.com/filosofskaya-sistema-gegelya-ideya-absolyuta/